35. Проблемы и перспективы функционирования товарных рынков
Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки.
Основными целями развития товарных рынков являются1:
• удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
• создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства собственным производителям;
• обеспечение положительного внешнеторгового баланса. Для достижения этих целей создаются и совершенствуются организационные, материально-технические и правовые условия функционирования товарных рынков, прежде всего инфраструктуры. Рыночная инфраструктура — это совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров, их хранение, подработку, подсортировку, упаковку и транспортировку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями.
По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:
• производственные, или технологические;
• коммерческие (или чисто торговые).
Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирования, хранения, упаковки, фасовки, подсортировки и т.д.).
Коммерческие процессы — это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и др.).
Объектом коммерческой деятельности в торговле являются коммерческие процессы. Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Сегодня в основе формирования и движения товарных ресурсов лежит переход от их централизованного распределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развитие прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки. Это кардинально меняет характер, содержание и оценку торговой, коммерческой деятельности.
Трансформационные процессы превращают централизованную торговлю в торговое предпринимательство, или торговый бизнес, который строится на рыночных институтах и принципах экономической свободы, полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
Основой коммерческой деятельности в торговле является закупочная работа. По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.
В обобщенном виде всех поставщиков товара можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным продавцам и т.д.).
Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной (оптовой) деятельности,
Дистрибьютор — фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм — производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.
Брокерская фирма — предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, белорусским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже — действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение.
Дилер — юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценами товара, валют и ценных бумаг.
Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.
В представленной выше институционально-организационной структуре оптовых звеньев осуществляется оптовая продажа товаров.
Все большее распространение в Беларуси получают и аукционные торги.
Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности.
Таким образом, в республике ведется целенаправленная работа по развитию институтов товарных рынков, рыночной инфраструктуры, созданию маркетинговых и коммерческих служб торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, товарных бирж, торговых домов и других коммерческих структур как во внутриэкономической, так и внешнеэкономической сферах деятельности.
- Предмет курса «Национальная экономика Беларуси»
- 2. Понятие и структура национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
- 4. Типы национальных экономик
- 5. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики
- 6. Понятие совокупного экономического потенциала страны
- 7. Национальное богатство как составная часть совокупного потенциала страны
- 8. Природно-ресурсный потенциал
- 9. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 10. Научный, научно-технический потенциалы
- 11. Инновационный потенциал
- 12. Информационно-технологический потенциалРб.
- 13. Производственный потенциал
- 14. Инвестиционный потенциал национальной экономики
- 15. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 16. Экологический потенциал
- 17. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы. Факторы экономического роста
- 18. Моделирование экономического роста
- 19. Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов
- 20. Структура и тенденция развития промышленного комплекса
- 21. Структура и тенденции развития топливно-энергетического комплекса
- 22. Структура и тенденции развития аграрно-промышленного комплекса
- 23. Структура и тенденции развития строительного комплекса
- 24. Комплекс социально-культурных отраслей
- 25. Социально-потребительский комплекс
- 26. Проблемы развития транспорта и связи в национальной экономике
- 27. Региональные социально-экономические комплексы
- 28. Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.
- 29. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики (пмэ)
- 30. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси
- 31. Формирование и развитие институтов рынка
- Проблемы формирования и функционирования рынка труда
- 33. Особенности функционирования валютного рынка страны
- 34. Особенности функционирования фондового рынка страны
- 35. Проблемы и перспективы функционирования товарных рынков
- 36. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 37. Разгосударствление и приватизация: задачи и осн. Этапы преобразования форм собственности
- 38. Инвестиционная политика как основа структурной трансформации экономики
- 39. Цели и задачи государственного регулирования
- 40. Структура государственного управления
- 41. Система государственного прогнозирования и программирования
- 42. Государственная финансовая система республики
- Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 44. Особенности функционирования денежной системы рб
- 45. Реализация антиинфляционной политики
- 46. Налоговая система и пути ее совершенствования в нац экономике
- 47. Национальная валютная система рб
- 48. Социальная политика государства: цели, принципы построения. Направления реформирования социальной сферы
- 49. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
- 50.Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения
- 51. Тенденции и факторы международной экономической интеграции
- 52. Формы и механизмы интеграции
- 53. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны
- 1)Уровень развития национальной экономики:
- 2)Структура национальной экономики:
- 3)Экономическое могущество:
- 54. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств
- 55. Экономическая интеграция Беларуси и России
- 56. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в снг
- 57. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
- 58. Критерии и показатели системы экономической безопасности.
- 60.Функции гос. Органов рб в системе обеспечения безоп-ти
- Понятие и структура национальной экономики.