18. Моделирование экономического роста
Моделирование экономического роста представляет собой сложный процесс обоснования методов и моделей прогнозирования, проведения на их основе расчетов важнейших макроэкономических параметров (показателей) социально-экономического развития на перспективу. К основным макроэкономическим параметрам, характеризующим экономический рост, относятся: валовой внутренний продукт, уровень потребления домашних хозяйств, уровень потребления государственных учреждений, объемы инвестиций, объемы экспорта-импорта продукции и услуг, а также определяемые этими величинами объемы выпуска продукции в основных отраслях экономики. Прогнозные значения параметров определяются в виде темпов роста, других относительных показателей (коэффициентов, удельных весов, процентов) в сопоставимых ценах базисного года.
Основываясь на теории расширенного воспроизводства, можно утверждать, что экономический рост зависит прежде всего от влияющих на него факторов — количества, качества и эффективности использования ресурсов (оборотного капитала, рабочей силы, основных фондов), а также от уровня применяемой технологии. Для установления количественных связей между объемом и динамикой производства и объемом и динамикой используемых ресурсов в прогнозировании социально-экономического развития применяются главным образом факторные модели. Выпуск продукции или другие показатели экономического роста в этих моделях ставятся в зависимость от одного или нескольких факторов производства. Если учитывается один фактор, например объем капитальных вложений в развитие экономики (отрасли), применяется однофакторная модель; если прогноз или анализ включают несколько факторов (капитальные вложения и трудовые ресурсы) — многофакторные модели1.
В большинстве моделей экономического роста состояние экономики в момент времени t задается следующими показателями:
Y(t) — национальный доход (валовой внутренний продукт);
C(t) — потребление;
I(t) — инвестиции (накопление);
L(t) — объем трудовых ресурсов;
K(t) — капитал (основные фонды).
Связи между указанными величинами в моделях определяются следующими соотношениями (t изменяется непрерывно):
vp,eF[K(t), L(t)] — производственная функция первой степени однородности, т.е.
Полагая , получаем , где у — производительность труда, a k — фондовооруженность (капиталовооруженность) труда в момент времени t;
где s — норма накопления;
инвестиции идут как на увеличение объема наличного капитала, так и на замещение изношенного, где — коэффициент выбытия изношенного капитала;
трудовые ресурсы растут с постоянным темпом п (отсюда получаем, что где — объем трудовых ресурсов в начальный момент времени t = 0);
динамика изменения фондовооруженности, описываемая дифференциальным уравнением первого порядка.
Валовой внутренний продукт по производственному методу определяется как сумма добавленной стоимости путем вычета из прогнозируемого валового выпуска промежуточного потребления.
В основе метода конечного использования ВВП лежит уравнение Кейнса
где С — потребление домашних хозяйств; G — потребление государственных учреждений; / — инвестиции; Хп — чистый экспорт.
Потребление домашних хозяйств включает расходы на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на рынках, предприятиях бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, платных учреждениях культуры, здравоохранения, образования, а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной форме.
Потребление государственных учреждений включают расходы на индивидуальные товары и услуги (потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления) и коллективные услуги (расходы на оборону, управление, дорожное хозяйство, научную деятельность, коммунальное хозяйство и др.).
Удельный вес расходов некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в связи с дальнейшим развитием рыночных отношений должен возрасти на 0,5—1,0 процентный пункт по сравнению с базисным годом.
Валовые накопления, 85—87 % которых составляют инвестиции, в связи с осуществляемой структурной перестройкой экономики, модернизацией производства в условиях ограниченности привлекаемых прямых иностранных инвестиций и кредитов должны в перспективе максимально возрастать, однако не в ущерб потреблению домашних хозяйств.
Для прогнозов экспорта-импорта продукции используются широко применяемые в мировой практике трендовые модели, функции экспорта и импорта (многофакторные модели), модель межотраслевого баланса, оптимизационные модели.
- Предмет курса «Национальная экономика Беларуси»
- 2. Понятие и структура национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
- 4. Типы национальных экономик
- 5. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики
- 6. Понятие совокупного экономического потенциала страны
- 7. Национальное богатство как составная часть совокупного потенциала страны
- 8. Природно-ресурсный потенциал
- 9. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 10. Научный, научно-технический потенциалы
- 11. Инновационный потенциал
- 12. Информационно-технологический потенциалРб.
- 13. Производственный потенциал
- 14. Инвестиционный потенциал национальной экономики
- 15. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 16. Экологический потенциал
- 17. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы. Факторы экономического роста
- 18. Моделирование экономического роста
- 19. Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов
- 20. Структура и тенденция развития промышленного комплекса
- 21. Структура и тенденции развития топливно-энергетического комплекса
- 22. Структура и тенденции развития аграрно-промышленного комплекса
- 23. Структура и тенденции развития строительного комплекса
- 24. Комплекс социально-культурных отраслей
- 25. Социально-потребительский комплекс
- 26. Проблемы развития транспорта и связи в национальной экономике
- 27. Региональные социально-экономические комплексы
- 28. Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.
- 29. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики (пмэ)
- 30. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси
- 31. Формирование и развитие институтов рынка
- Проблемы формирования и функционирования рынка труда
- 33. Особенности функционирования валютного рынка страны
- 34. Особенности функционирования фондового рынка страны
- 35. Проблемы и перспективы функционирования товарных рынков
- 36. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 37. Разгосударствление и приватизация: задачи и осн. Этапы преобразования форм собственности
- 38. Инвестиционная политика как основа структурной трансформации экономики
- 39. Цели и задачи государственного регулирования
- 40. Структура государственного управления
- 41. Система государственного прогнозирования и программирования
- 42. Государственная финансовая система республики
- Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 44. Особенности функционирования денежной системы рб
- 45. Реализация антиинфляционной политики
- 46. Налоговая система и пути ее совершенствования в нац экономике
- 47. Национальная валютная система рб
- 48. Социальная политика государства: цели, принципы построения. Направления реформирования социальной сферы
- 49. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
- 50.Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения
- 51. Тенденции и факторы международной экономической интеграции
- 52. Формы и механизмы интеграции
- 53. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны
- 1)Уровень развития национальной экономики:
- 2)Структура национальной экономики:
- 3)Экономическое могущество:
- 54. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств
- 55. Экономическая интеграция Беларуси и России
- 56. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в снг
- 57. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
- 58. Критерии и показатели системы экономической безопасности.
- 60.Функции гос. Органов рб в системе обеспечения безоп-ти
- Понятие и структура национальной экономики.