54. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств
Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).
СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара, 5 — численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках.
По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров.
Конкурентными ресурсами стран СНГ являются также дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики.
Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.
Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:
• различные модели социально-экономического развития отдельных государств;
• разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;
• неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;
• несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;
• применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;
• большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.
Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.
Для реализации Соглашения разработан и согласован комплекс основных мер по формированию ЕЭП, включающих мероприятия: по таможенно-тарифной политике, разработке правил по применению количественных ограничений и мер административного характера, специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле; регулированию технических барьеров в торговле, включая санитарные и фитосанитарные меры; порядку транзита товаров из третьих стран (в третьи страны); конкурентной политике; политике в сфере естественных монополий, в области предоставления субсидий и государственных закупок; налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политике; по сближению экономических показателей; инвестиционному сотрудничеству; торговле услугами, перемещению физических лиц.
Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.
Процесс проведения согласованной экономической политики в рамках эффективного использования объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда должен осуществляться при соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств с учетом общепризнанных принципов международного права. Для этого необходимо сближение национальных законодательств, правовых и экономических условий функционирования субъектов хозяйствования, создание системы государственной поддержки приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества.
- Предмет курса «Национальная экономика Беларуси»
- 2. Понятие и структура национальной экономики
- 3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
- 4. Типы национальных экономик
- 5. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики
- 6. Понятие совокупного экономического потенциала страны
- 7. Национальное богатство как составная часть совокупного потенциала страны
- 8. Природно-ресурсный потенциал
- 9. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 10. Научный, научно-технический потенциалы
- 11. Инновационный потенциал
- 12. Информационно-технологический потенциалРб.
- 13. Производственный потенциал
- 14. Инвестиционный потенциал национальной экономики
- 15. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 16. Экологический потенциал
- 17. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы. Факторы экономического роста
- 18. Моделирование экономического роста
- 19. Отраслевая структура национальной экономики и формирование хозяйственных комплексов
- 20. Структура и тенденция развития промышленного комплекса
- 21. Структура и тенденции развития топливно-энергетического комплекса
- 22. Структура и тенденции развития аграрно-промышленного комплекса
- 23. Структура и тенденции развития строительного комплекса
- 24. Комплекс социально-культурных отраслей
- 25. Социально-потребительский комплекс
- 26. Проблемы развития транспорта и связи в национальной экономике
- 27. Региональные социально-экономические комплексы
- 28. Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.
- 29. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики (пмэ)
- 30. Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси
- 31. Формирование и развитие институтов рынка
- Проблемы формирования и функционирования рынка труда
- 33. Особенности функционирования валютного рынка страны
- 34. Особенности функционирования фондового рынка страны
- 35. Проблемы и перспективы функционирования товарных рынков
- 36. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 37. Разгосударствление и приватизация: задачи и осн. Этапы преобразования форм собственности
- 38. Инвестиционная политика как основа структурной трансформации экономики
- 39. Цели и задачи государственного регулирования
- 40. Структура государственного управления
- 41. Система государственного прогнозирования и программирования
- 42. Государственная финансовая система республики
- Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь
- 44. Особенности функционирования денежной системы рб
- 45. Реализация антиинфляционной политики
- 46. Налоговая система и пути ее совершенствования в нац экономике
- 47. Национальная валютная система рб
- 48. Социальная политика государства: цели, принципы построения. Направления реформирования социальной сферы
- 49. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения
- 50.Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения
- 51. Тенденции и факторы международной экономической интеграции
- 52. Формы и механизмы интеграции
- 53. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны
- 1)Уровень развития национальной экономики:
- 2)Структура национальной экономики:
- 3)Экономическое могущество:
- 54. Интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств
- 55. Экономическая интеграция Беларуси и России
- 56. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами, не входящими в снг
- 57. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
- 58. Критерии и показатели системы экономической безопасности.
- 60.Функции гос. Органов рб в системе обеспечения безоп-ти
- Понятие и структура национальной экономики.