17. Понятие эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса.
Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность. Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса.
Этот коэффициент эластичности спроса показывает насколько процентов меняется размер спроса в зависимости от изменения цены на товар или услугу на 1%.
Есть 3 значения эластичности спроса:
-
Эластичный.
-
Неэластичный.
-
Единичной эластичности.
В абсолютном математическом измерении эластичность спроса больше 1, неэластичность меньше 1, единичная эластичность равна 1.
Если цена на товар увеличилась на 1%, а спрос на этот товар упал больше чем на 1% - спрос эластичный. Если цена на товар уменьшилась на 1%, и спрос возрос больше чем на 1% - спрос эластичный.
Если при снижение цены товара на 1% спрос не изменился – неэластичный спрос.
Если при снижении цены на товар на 1% спрос увеличился на 1% - спрос единичной эластичности.
Эластичность спроса зависит от многих факторов, но она выше на те товары, у которых больше заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль.
Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей их использования.
Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность на такой товар.
Возможность доступа к товару тоже влияет на эластичность спроса (ограничен доступ - ниже эластичность спроса).
Значение эластичности спроса по цене играет важную роль для предпринимателей при выборе цен на товары.
Если спрос на товары эластичен, то производителю часто выгодно понижение цены, потому что его выручка будет возрастать за счет продажи большего количества товаров.
Если спрос неэластичен, то производителю выгодно повышать цену, потому что только в этом случае возможно получение прибыли.
На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. В этом случае говорят об эластичности спроса на товары и услуги по доходу.
Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличивается или уменьшается спрос на товары и услуги при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%.
Степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Мерой измерения эластичности предложения является коэффициент эластичности предложения. Он показывает на сколько процентов изменится размер предложения товаров и услуг, если на 1% изменяется цена на них.
Есть 3 вида эластичности предложения:
-
Эластичное.
-
Неэластичное.
-
Единичной эластичности.
Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров значительно увеличивается (более чем на 1%), то такое предложение эластичное.
Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров не увеличилось – неэластичное
Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров увеличилось на 1% - единичная эластичность.
На эластичность предложения могут влиять очень много факторов. Эластичность предложения обычно бывает выше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки времени. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.
Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, а так же она может изменяться в результате изменения качественного или количественного состава применяемых экономических ресурсов.
При усилении ограниченности ресурсов будет уменьшаться значение эластичности предложения.
По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют 3 периода:
-
Краткосрочный.
Как правило, фирма не в состоянии осуществить изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы не сложилась цена, в результате этого предложение может подстраиваться под спрос изменяя при этом только цену. Как правило, кривая спроса предложения занимает вертикальное положение.
-
Среднесрочный
Фирма имеет возможность подстроиться под спрос (используя ресурсы) повышая объемы производства продукции за счет большей загруженности производственных мощностей, за счет продажи запасов. Эластичность предложения больше 0
-
Долгосрочный.
Фирма может просто перестроить свое производство за счет замены старого оборудования, расширения производственных мощностей. В случае повышения цен могут появиться новые фирмы. Эластичность предложения может достичь максимальной величины.
18. Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривые безразличия.
Потребительское поведение – процесс формирования спроса покупателей, которые осуществляют выбор товаров с учетом цен на них и личного бюджета, т.е. собственных денежных ресурсов.
Предприниматель в ценовой политике учитывает два обстоятельства:
-
Денежные доходы прямо влияют на спрос;
-
Цены, которые влияют на количество покупаемых товаров.
Предприниматель решает вопросы: Как и на сколько повысить цены на качественные товары и каков их предел? На сколько нужно снижать цены?
Каждый покупатель руководствуется сугубо индивидуальными интересами (вкусами): мода, дизайн товара и т.д. В субъективных отношениях трудно учесть особенности каждого покупателя. Есть эффект подражания, эффект сноба, эффект демонстрации исключительности. Большинство этих эффектов не относятся к ценообразующим и не могут учитываться при анализе спроса потребителей.
Основным фактором спроса и распределения потребительских предпочтений является доход. Этот фактор поддается учету при формировании спроса и влияет на определение цены.
| Продукты | Одежда |
A | 7 | 3 |
B | 6 | 4 |
C | 5 | 5 |
D | 3 | 7 |
Ограниченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потребление, называют бюджетными ограничениями. Бюджетные ограничения могут быть изображены на графике линией бюджетных ограничений. Эта линия показывает возможность выбора товаров из различных вариантов, между которыми потребитель будет распределять свои доходы.
В экономической теории есть понятие кривые безразличия. Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного товара может быть представлена с помощью линий – кривых безразличия. Каждая кривая безразличия – это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью.
При покупке товаров важны моменты:
-
Полезность товара (его потребительский эффект) соотносится покупателем с уплатой денег за товар
-
Количественно полезность измеряется в единицах – ЮТИЛЬ
-
Если покупатель убежден, что полезность товара соизмерима с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наибольшее удовлетворение – закон убывающей предельной полезности покупаемого товара – закон Госсена.
- 1. Возникновение экономической теории, ее школы. Значение экономической теории в жизни общества.
- 2. Предмет экономической теории, ее функции. 1
- 3. Методы исследования в экономической науке. Макроэкономический и микроэкономический уровни анализа.
- 4. Понятие собственности, ее экономический и правовой аспекты. Типы и формы собственности.
- Классификация собственности:
- 1. По форме присвоения: 4. По объекту собственности:
- 5. Понятие капитала. Основной и оборотный капитал.
- 6. Основные цели приватизации государственных и муниципальных предприятий, их осуществление в России.
- 7. Факторы производства, их совершенствование под влиянием научно-технического прогресса. Производительность общественного труда.
- Экономические ресурсы.
- 8. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Эффективность производства.
- Показатели эффективности общественного производства.
- 9. Формы организации общественного производства: натуральная и товарная. Общие основы товарного хозяйства.
- 10. Экономические системы, их типы и модели.
- 11. Теория рыночных отношений. Признаки и функции рынка.
- 12. Становление рыночной системы в России.
- 13. Система рынков по экономическому назначению. Инфраструктура рынка.
- Критерии разделения рынков на группы:
- Объект рынка:
- Элементы инфраструктуры
- 14. Рынок труда и проблемы занятости. Социальная защита безработных.
- 15. Рынок ценных бумаг, его значение для экономики страны. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
- Виды цб
- 16. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.
- 17. Понятие эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса.
- 19. Понятие конкуренции. Типы и виды конкуренции в рыночной экономике.
- 20. Причины возникновения монополизма в экономике. Основные направления антимонопольного регулирования: мировой опыт и специфика в России.
- Особенности монополии в Российской экономике.
- 21. Основные типы рынков в зависимости от степени конкуренции.
- 22. Организационные формы монополий.
- 23. Издержки производства: постоянные, переменные, валовые. Предельные издержки и их влияние на определение объёма производства.
- 24. Основы ценообразования в рыночной экономике. Функции цены.
- 25. Распределительные отношения и виды доходов в рыночной экономике. Понятие дохода в теории факторов производства.
- Ссудный процент и предпринимательский доход.
- 26. Прибыль, её формы и функции.
- Источники прибыли
- 27. Сущность заработной платы, её формы. Современные тенденции в развитии заработной платы.
- Основные формы и системы организации заработной платы.
- Факторы, определяющие размер заработной платы.
- 28. Основные макроэкономические цели. Показатели развития национальной экономики: внп, ввп, чнп, нд.
- Чистый Национальный Продукт (чнп).
- Показатель Национального Дохода (нд).
- 29. Понятие внп. Два подхода к его измерению.
- 30. Номинальный и реальный внп. Дефлятор внп.
- 1.Чисто финансовые
- 2.Продажа подержанных товаров.
- 31. Национальное богатство страны, его структура и источники роста.
- 32. Совокупный спрос и совокупное предложение. Достижение макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Равновесное состояние макроэкономики.
- 33. Потребление и сбережения, их функции и влияние на объём национального производства.
- 34. Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. Теория мультипликатора.
- 35. Экономический рост: сущность, цели, типы.
- 36. Факторы экономического роста. Показатели эффективности их использования.
- Современные тенденции экономического роста.
- 38. Цикличность развития рыночной экономики и ёё причины. Виды циклов.
- Короткие (краткосрочные).
- Средние (промышленные).
- Длинные.
- 39. Безработица и её типы. Экономические и моральные последствия безработицы.
- 40. Сущность инфляции, её виды и социально-экономические последствия.
- Рост цен по различным товарным группам.
- Ожидаемость или предсказуемость инфляции.
- 41. Причины и источники инфляции.
- 42. Система антиинфляционных мер.
- Экономические функции государства в рыночной экономике. Концепции классической, кейсианской и неолиберальной школ по проблемам экономической роли государства.
- 44. Кредитно-банковская система, её структура в современной экономике.
- Центральный банк.
- Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
- Коммерческие банки.
- 45. Реформирование банковской системы в России.
- Сущность кредита, его формы и функции
- Финансовая система. Государственный бюджет. Проблемы профицита и дефицита государственного бюджета. Государственный долг.
- Основные принципы построения финансовой политики государства:
- Основные направления финансовой политики:
- Государственный бюджет.
- Структура государственного бюджета:
- Бюджетный дефицит.
- Проблема государственного долга.
- Система управления государственным долгом:
- Деньги, их происхождение, функции. Современные денежные средства и их агрегаты
- Функции денег:
- Мера стоимости.
- Средства обращения.
- Средства накопления и образования сокровищ.
- Функция платежа
- Мировые деньги.
- Налоговая система и налоговая политика в России. Система налогообложения в Российской Федерации.
- Фискальная политика, механизм ее действия.
- Автоматическая/ Недискреционная.
- Возникновение и становление всемирного хозяйства. Важнейшие формы международных экономических отношений.
- Причины, способствующие развитию мирового хозяйства:
- Основные формы международных экономических отношений:
- В современных условиях применяется стандартная классификация стран:
- 52. Международное разделение труда, его особенности на современном этапе.
- Основные направления развития международного разделения труда:
- Международная специализация производства состоит из следующих видов:
- 53. Вывоз капитала и его формы, как проявление интернационализации хозяйственной жизни.
- Причины вывоза капитала:
- Основные формы вывоза:
- 54. Развитие интеграционных процессов в мировой экономике.
- 55. Международная торговля.
- 2 Тенденции в современной внешнеторговой политике:
- Международные экономические организации (мвф, мбрр, ебрр, вто)
- 57. Международная валютная система и валютный курс.
- Валютный курс.
- Виды плавающих валютных курсов:
- Валютный курс определяется:
- 60. Сущность издержек производства. Их структура. Издержки производства и их структура.