logo
Один (ответы не их)

9. Формы организации общественного производства: натуральная и товарная. Общие основы товарного хозяйства.

Известны 3 формы:

  1. Натуральная форма.

  2. Товарная (рыночная)

  3. Административно командная (плановая).

Натуральная форма.

Здесь производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, т.е. потребления внутри данной хозяйственной ячейки (феодальные княжества, хозяйства крестьян).

Характерные черты:

Товарная (рыночная)

Появляется на базе разложения натурального хозяйства. Зарождение возможно при наличии двух условий:

Рыночное производство – это когда продукты или материальные блага производятся не для собственного потребления, а для обмена или продажи на рынке. Делится на:

Между ними много общего:

Отличия:

Если на товарное производство посмотреть с точки зрения взаимодействия частного и государственного секторов экономики то выделяют следующие три модели рыночного хозяйства:

  1. Социальное рыночное хозяйство.

  2. Смешанная экономика.

  3. Корпоративная экономика.

Социальное рыночное хозяйство.

Защита интересов граждан, создание условий для развития предпринимательства, управление ведется на основе долгосрочного программирования. Государственный сектор может достигать 30%.

Смешанная экономика.

Создает условия для развития предпринимательства, управление осуществляется с помощью тактических методов. Доля государственного сектора до 10%.

Корпоративная экономика.

Защита интересов крупного бизнеса, управление экономикой идет на выборе основных приоритетов экономического развития. Доля государственного сектора незначительна, до 3-7%.

Административно командная (плановая).

Отличие прежде всего в том что экономика деформирована абсолютным вмешательством государства. Различают планово – директивную и планово – нормативную модели. Они похожи тем что игнорируют самостоятельность хозяйствующих субъектов. Различаются: планово – директивная - проверяет выполнение директив, а планово – нормативная – нормативов.

Общие основы товарного хозяйства.

Товар является важнейшей и основной категорией рыночного или товарного хозяйства. И исторически и логически категории товара предшествовала категория благо.

Благо - это все то, что имеет положительный смысл для человека. Это может быть предмет, явление и продукт человеческого труда. Благом являются и услуги.

Классификация благ:

Специфической формой экономического блага является товар. Товар – это специфическое экономическое благо которое производится для обмена или продажи на рынке.

Свойства товара:

Показывает способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека. Имеет три формы проявления:

Совокупность всех потребительных стоимостей составляет основу национального богатства любого общества.

Это свойство товара показывает его способность обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях. Категория меновая стоимость (или просто стоимость) тесно связана с категорией экономической ценности. В условиях товарного производства экономическая ценность приобретает форму стоимости. Экономическая ценность является первичной по отношению к стоимости. Экономическая ценность является единством результата экономической деятельности (полезность блага) и затрат на его производство.

Экономические затраты и экономическая ценность в единстве образуют ценность осуществляя принцип саморегулирования, который присущ экономической деятельности. Производитель, любой, не будет осуществлять затраты если они не оправданы полезностью создаваемых материальных благ. Неразрывная связь категорий ценности и стоимости теоретически воплотилась в противоборстве двух экономических теорий. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

Из вышесказанного о товаре и его свойствах можно сделать следующие выводы: