Монополистически конкуренция.
Представление о конкуренции модифицируется под влиянием современных нам тенденций экономической жизни. Конкуренция и монополия не исключают друг друга, как это было принято считать раньше. В реальной экономической жизни конкуренция и монополия переплетаются друг с другом, и в наш обиход входит понятие монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция получила наибольшее распространение на рынках потребительских товаров. Монопольное положение достигается не только посредством массового производства, но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей. Фирмы, действующие на таком рынке, продают дифференцированные товары. Дифференциация продукта существует тогда, когда в понимании покупателя продукт одной фирмы не является совершенной заменой продукта другой фирмы, занимающейся тем же видом деятельности, что и первая. Дифференциация определяется либо характерными особенностями продукта(его маркой, внешним видом), либо условиями продажи.
Монополистическая конкуренция способствует трансформации ценовых факторов конкуренции, которые впрочем остаются в качестве центрального механизма распределения в рыночной экономике, в неценовые. Неценовая конкуренция проявляется в виде дополнительных услуг покупателю, дифференциации продукта, гарантиях и рекламы, основного средства убеждения покупателей в отличие качеств своего товара от конкурентов. В современных условиях неточные знания компенсируются опытом общения и конкуренция выражается в борьбе за репутацию, имя на рынке.
Эффективная конкуренция развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает к прогрессу, к улучшению хозяйствования, растущему разнообразию качества и видов продукции, появлению новых товаров. Она позволяет распространять связанные с таким прогрессом выгоды на клиентов, посредством снижения цен, и на факторы производства, путем повышения их оплаты.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок ,как и уход с него , обычно не представляет каких-либо трудностей. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми; развита неценовая конкуренция.
Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определления объема выпуска,обеспечивающего максимальную прибыль.
-
Содержание
- Экономическая теория в системе экономических наук.
- Этапы развития экономической теории, ее основные направления.
- Предмет экономической теории, ее основные функции.
- Методы познания экономической науки.
- Производственная деятельность и её стадии.
- Субъекты экономической деятельности и их взаимосвязь в модели кругооборота ресурсов, продуктов, доходов.
- Безграничные потребности и ограниченность ресурсов.
- Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей.
- Собственности в системе экономических отношений.
- Экономические блага. Экономические агенты.
- Экономические системы. Современные экономические системы.
- Товар и его свойства. Теория полезности и теория стоимости.
- Изокоста. Изокванта, ее свойства.
- Деньги: необходимость возникновения, сущность, функции, виды. Природа современных денег.
- Спрос и его функция. Закон спроса. Неценовые факторы спроса и сдвиги кривой спроса.
- Предложение, функция предложения. Закон предложения.
- Взаимодействия спроса и предложения и установление рыночной цены.
- Эластичность спроса и предложения.
- Внешние эффекты. Оптимум Парето.
- Понятие, функции и структура рынка. Механизмы рынка.
- Модели конкуренции. Свободная конкуренция в модели к. Маркса.
- Рынок несовершенной конкуренции. Классификация рыночных структур. Показатели монопольной власти.
- Монополия и её характер. Барьеры для вступления в отрасль.
- Олигополия: причины появления, сущность, виды.
- Монополистически конкуренция.
- Ценовая дискриминация фирм, обладающих монополистической властью.
- Антимонопольное регулирование.
- Предприятие: организационно-правовые и экономические формы предприятия.
- . Производственная функция и её роль в оптимизации производства.
- Издержки фирмы и свойства кривых издержек.
- Экономические показатели деятельности фирмы.
- Теория потребительского выбора: функция полезности, анализ кривых безразличия. Бюджетные ограничения.
- Оптимальный потребительский набор. Условие равновесия потребителя.
- Анализ поведения потребителя на основе кардиналистской и ординалистской концепций.
- Теория фирмы. Источники формирования капитала фирмы.
- Инвестиционные ресурсы предприятия.
- Факторы производства, спрос и предложение на них.
- Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- Заработная плата: сущность, функции и основные формы.
- Безработица: причины, виды, последствия.
- Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал. Ссудный процент. Дисконтирование.
- Особенности земли как экономического ресурса. Земельная рента и её виды.
- Национальная экономика: цели и результаты.
- Основные макроэкономические показатели. Методы их измерения.
- Индексы цен.
- Система национальных счетов.
- Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. Кривая совокупного спроса.
- Совокупное предложение. Анализ трех отрезков совокупного предложения.
- Потребление, сбережение, инвестиции и их влияние на макроэкономическое равновесие.
- Основные принципы кейнсианского и неоклассического анализа макроэкономики.
- Классическая и марксистская модели макроэкономического равновесия.
- Теория денег. Формула Фишера. Модель кембриджской школы.
- Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Мотивы спроса на деньги.
- Фискальная политика и ее типы.
- Налоги: содержание, виды. Налоговая система р.Ф.
- Финансовая система. Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита. Госдолг.
- Рынок ценных бумаг: понятие, виды, деятельность.
- Экономические циклы: виды и значение.
- Инфляция: причины, виды и последствия.
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Лаффера.
- Антиинфляционная политика государства.
- Концепции экономического роста. Показатели измерения экономического роста.
- Типы и модели экономического роста.
- Стагфляция. Кривая Филипса. Монетаристская модель оздоровления экономики.