4.4. Типы инфляции, ее измерение и социально-
экономические последствия
В зависимости от темпа роста цен различают три типа инфляции: ползучую (умеренную), когда темп прироста цен не превышает 5-10 % в год, галопирующую и гиперинфляцию.
Для галопирующей инфляции темп роста цен составляет от 20-200 % в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывают такой рост цен.
Гиперинфляция - это период чрезвычайно быстрого роста номинальной денежной массы, вызывающий инфляцию, годовая норма которой достигает 1000 и более процентов. В этих условиях разрушаются нормальные экономические отношения, ускоряются финансовые крахи, усиливаются общественно-политические беспорядки.
Уровень и темпы инфляции являются основными его показателями.
Уровень инфляции для данного года вычисляют следующим образом. Рассчитывается индекс цен для данного года. Для этого выбирается базовый период (например, за базу принимается предыдущий год, для которого уровень цен принимается за 100 %, берутся цены определенного набора товаров).
Индекс цен для данного года | = | Цены текущего года Цены базового года | · | 100 % |
Это уровень инфляции. Индекс означает, что данное отношение умножается на 100.
Темп инфляции для данного года равен:
Индекс цен текущего года - Индекс цен прошедшего года
Индекс цен текущего года
Наиболее распространенным является индекс потребительских цен. Это средневзвешенное изменение всех цен на товары, включенные в потребительскую корзину.
Более общим показателем инфляции является дефлятор ВНП, который дает представление о поведении цен в среднем.
-
Дефлятор ВНП
=
ВНП номинальный
ВНП реальный
·
100 %
Последствия инфляции имеют двоякий характер. Во-первых, умеренная инфляция – это здоровая реакция экономики на возникшие диспропорции в общественном воспроизводстве и финансовой сфере. Это попытка преодолеть данные диспропорции и достичь равновесного состояния между товарной и денежной массой. Во-вторых, умеренные темпы инфляции стимулируют деловую активность в экономике.
Однако за определенной чертой инфляция становится препятствием для нормального воспроизводства, несет негативные последствия, способствуя необоснованному перераспределению национального дохода и национального богатства, искажает систему налоговых ставок, сказывается на снижении жизненного уровня населения, становится фактором, сдерживающим экономическое развитие.
Рассмотрим социальные последствия инфляции для потребителей. Инфляционные процессы обостряют проблемы социальной справедливости. При высоких темпах инфляции начинается падение жизненного уровня населения, которое проявляется в следующих формах:
Во-первых, происходит падение реальных доходов населения, (реальный доход показывает, какое количество товаров и услуг можно купить на денежные доходы). Номинальный доход - сколько денежных средств получает человек в качестве заработной платы, процентов на сбережения и других видов доходов.
Чтобы составить более полное представление о характере изменения реальных доходов в процентах, необходимо вычесть из изменения номинального дохода изменения в уровне цен (т.е. темпы инфляции).
-
Изменения
реальных
доходов, %
=
Изменения
номинальных
доходов, %
-
Изменения
уровня
цен, %
Установив различие между номинальными и реальными доходами, можно понять, как отразится инфляция на различных группах населения.
Во-вторых, в период инфляции происходит возрастание стоимости жизни. Оно означает удорожание потребительской корзины и ее несоответствие текущим реальным доходам и текущему реальному потреблению. Повышение стоимости жизни, прежде всего, отражается на получателях фиксированных номинальных доходов, т.е. работниках бюджетных организаций (служащих учреждений, учителей, врачей, работников науки и культуры), а также пенсионерах, инвалидах.
В-третьих, инфляция способствует перераспределению потребительских расходов в семейном бюджете в пользу затрат на питание по сравнению с другими статьями.
В-четвертых, падение уровня жизни и нарушение социальной справедливости происходит не только через текущее потребление, но и через сбережения. Если банки не компенсируют темпы роста цен превышением процентов по вкладам, то происходит обесценение сбережений населения.
В-пятых, инфляция приводит к перераспределению доходов между дебиторами (задолжниками) и кредиторами (дающими деньги в долг). В условиях инфляции должник выигрывает, а кредитор - проигрывает.
В-шестых, падение жизненного уровня усиливается под влиянием инфляции при прогрессивной системе налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик перемещается в группу с более высокими доходами и, соответственно, с большей ставкой налогообложения. При этом он начинает отдавать государству возрастающую часть своего дохода и может оказаться, что после уплаты налога сумма покупательной способности будет меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы.
Поэтому в законодательстве о налогах должна быть предусмотрена автоматическая коррекция ставок подоходного налога в зависимости от индекса цен.
Социальные последствия инфляции для производителей. В инфляционной экономике деформируется рыночный механизм: цены перестают давать точные сигналы инвестициям, в результате формируются отраслевые и региональные диспропорции.
Инфляционные тенденции тормозят освоение новых технологий, это сказывается на техническом состоянии производства. Такая ситуация возникает в связи с тем, что у предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее, чем затраты на приобретение средств производства. Это делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая.
В период активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.
4.5. Антиинфляционная политика государства
Антиинфляционная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Основная цель заключается в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удерживать сравнительно невысокие темпы роста цен. При этом антиинфляционные методы должны воздействовать, с одной стороны, на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос), а с другой - на механизм инфляции.
Различают антиинфляционную стратегию, соединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику, нацеленную на результаты в краткосрочном периоде времени.
Антиинфляционная стратегия имеет следующие направления:
Стратегия гашения адаптивных ожиданий.
Стратегия ограничения денежной массы.
Стратегические задачи сокращения бюджетного дефицита и совершенствования налоговой системы.
Стратегия сведения к минимуму воздействия на экономику со стороны внешних инфляционных факторов.
Рассмотрим подробнее данные направления.
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий связана с изменением психологии потребителя, избавлением от страха перед обесценением сбережений, предотвращением нагнетания текущего спроса. При этом важную роль играет доверие населения к правительству, объявившему политику ограничения прироста денежной массы и начавшему ее проводить. Если обещания правительства выполняются, то срабатывает эффект объявления. Производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно его контролировать.
Стратегия ограничения денежной массы играет главенствующую роль и основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Она осуществляется современной банковской системой. Если за счет денежных ограничений удается стабилизировать темпы роста цен, то начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания, повышается склонность к сбережениям. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им необходимо с осторожностью.
В высокомонополизированных хозяйствах, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы может привести не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться двумя путями: увеличением доходов и уменьшением расходов государства. В первом случае важную роль играет совершенствование налоговой системы. Снижение ставок налога на прибыль или применение других схем налогового стимулирования выступают важнейшими факторами активизации инвестиционного процесса. В дальнейшем такие шаги могут привести к увеличению производства и занятости. А это, в свою очередь, увеличит массу доходов, подлежащих налогообложению, и в конечном счете будут возможны рост государственных доходов и сокращение дефицита.
Во втором случае сокращение дефицита государственного бюджета связано с сокращением государственных расходов. Однако это сложный процесс, требующий продолжительного времени. При этом недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета.
Главный принцип сокращения бюджетных расходов - это постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Прежде всего, это касается прекращения чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс, уменьшения объемов бюджетных капиталовложений, отмены необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации образования и здравоохранения. Однако все эти меры должны сочетаться с государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики и т.д.
Таким образом, государство, организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Осуществляя структурные преобразования, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технологию и технику, например, в Японии, инфляция надежно контролируется и не представляет серьезной угрозы для экономики.
Национальная антиинфляционная стратегия должна свести к минимуму и воздействие на экономику внешних инфляционных факторов.
Антиинфляционная тактика направлена на ослабление инфляции. Ее методы не устраняют причин инфляции и не воздействуют на ее механизм, но способствуют сокращению разрыва в нарушенной макроэкономической сбалансированности экономики, т. е. за счет тактических мер либо появляется возможность увеличить совокупное предложение без соответствующего увеличения совокупного спроса, либо снизить текущий спрос без соответствующего падения производства.
Краткосрочными резервами роста совокупного предложения являются:
1. Государственная поддержка повышения товарности экономики через льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и тому подобных.
2. Поддержка формирования новых рынков. В качестве примера может служить рынок информации. Информация как товар обладает уникальным антиинфляционным достоинством.
3. Разумно организованная приватизация государственной собственности.
Бороться с инфляцией сложно, а проводимая антиинфляционная политика может привести к неоднозначным результатам.
Непременным атрибутом экономической политики в условиях инфляции является индексация доходов. Когда индексация включена в трудовые отношения, то с ростом цен автоматически повышается и уровень заработной платы. При индексации пенсий их номинальная величина растет вместе с повышением уровня цен. Это гарантирует пенсионерам защиту от возможных потерь. При индексации кредитов с ростом цен возрастает и сумма, подлежащая возврату. В этом случае кредиторы не понесут потерь при возникновении инфляции, а заемщики не смогут получить от этого прибыль.
Однако индексация сложна для осуществления. Между изменением цен и скорректированными выплатами образуется временный лаг, что снижает эффективность данных мер.
Иногда государство прибегает к установлению ориентиров и контролю над заработной платой и ценами. Эти меры могут погасить эффект инфляционных ожиданий. При этом правительство должно убеждать профсоюзы и руководство компаний в том, что оно не намерено допускать дальнейшего развития инфляции через повышение цен. Следовательно, рабочим не нужно добиваться повышения заработной платы, а у фирм не возрастут издержки производства.
- Экономика Макроэкономика
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет и методы макроэкономического
- 1.1. Предмет и методы макроэкономики
- 1.2. Национальная экономика как целое.
- 1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Макроэкономические показатели,
- 2.1. Основные понятия системы национальных счетов
- 2.2. Внп и ввп, методы расчета
- 2.3. Экономический цикл. Причины и фазы цикла
- 2.4. Экономический рост. Типы и факторы
- 2.5. Содержание категорий «структура производства» и «производственные пропорции». Методы оценки структурных сдвигов в экономике
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 . Безработица на рынке труда
- 3.1. Безработица: сущность, причины возникновения.
- Динамика уровня безработицы в экономике рф за период с 1992 по 2000 гг. (тыс. Чел.)
- 3.2. Виды безработицы. Уровень естественной
- 3.3. Последствия (издержки) безработицы.
- 3.4. Методы борьбы с безработицей. Взаимосвязь
- И долгосрочном периодах
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Инфляция как многофакторное
- 4.1. Теории инфляции
- 4.2. Открытая инфляция, ее виды, механизм
- 4.3. Причины инфляции
- 4.4. Типы инфляции, ее измерение и социально-
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Равновесие на товарном рынке.
- 5.1. Равновесие совокупного спроса и совокупного
- 5.2. Потребление и сбережения: понятия, взаимосвязь
- 5.3. Инвестиции: понятие, типы, виды, функции,
- 5.4. Равновесие и неравновесие на рынке благ:
- 5.5. Мультипликаторы автономных расходов,
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Деньги и денежный рынок.
- 6.1. Сущность и функции денег.
- 6.2. Типы платежных (денежных) систем
- 6.3. Понятие денежного обращения.
- 6.4. Денежный рынок. Основные концепции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Современная кредитно-банковская система и денежно-кредитная политика
- 7.1. Сущность и назначение кредита, этапы развития,
- 7.2. Структура современной кредитной системы
- 7.3. Роль Центрального банка в современной кредитной
- 7.4. Коммерческие банки и их операции
- 7.5. Назначение денежно-кредитной политики.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Бюджетная система. Госбюджет.
- 8.1. Государственный бюджет: сущность, основные статьи, принципы построения
- 8.2. Бюджетный дефицит и государственный долг. Принципы и источники покрытия
- 8.3. Налоги: сущность, виды, функции. Принципы и формы налогообложения (кривая Лаффера)
- 8.4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- Государства. Понятие налогового
- Мультипликатора и мультипликатора
- Государственных расходов
- Вопросы для самопроверки
- 9.1. Мировое хозяйство и международная торговля:
- 9.2. Внешнеторговая политика
- 9.3. Платежный баланс
- 9.4. Валютный курс
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Особенности переходной
- 10.1. Объективная необходимость преобразования
- Рост национального дохода, производительности труда и реальных доходов за 1966-1985 гг.1
- 10.2. Переход к рыночным отношениям – условие преодоления кризисных явлений в экономике
- 10.3. Обострение экономической ситуации на первых
- Основные показатели экономического развития рф за 1992-1998 гг. (в % к предыдущему году)
- 10.4. Полное использование рыночных механизмов – условие устойчивого развития экономики
- Динамика важнейших экономических показателей рф (2000 г. В процентах к 1999 г.)1
- Вопросы для самопроверки
- Что такое безопасность, каковы ее основные черты и проблемы в России в период рыночных преобразований?
- Список литературы
- Редактор з.Г. Кашаева
- 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12.