8.2. Бюджетный дефицит и государственный долг. Принципы и источники покрытия
Наблюдения за экономикой многих стран показывают, что на протяжении более столетия происходит рост национального дохода и производства. В то же время почти во всех странах наблюдается тенденция к еще более быстрому росту государственных расходов. Для каждого критического периода – каждой войны, каждой депрессии – характерно расширение деятельности государства. Но критические периоды проходят, а расходы не возвращаются к прежнему уровню.
Полностью сбалансированный государственный бюджет, т. е. бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением. Еще Дж. М. Кейнс в целях стимулирования экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3 % ВНП.
Бюджетный дефицит– это превышение размера расходов над величиной бюджетных поступлений, т.е. это разница между государственными доходами и расходами.
Бюджетный дефицит делится на циклическую и структурную составляющие. Циклическая составляющая отражает изменения, вызванные фазой экономического цикла – изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).
Циклический дефицит порожден экономической нестабильностью и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если это результат здравой государственной политики по стабилизации экономики, может существенно помочь не допустить резких колебаний экономической конъюнктуры.
Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Последствия эмиссии денег общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены – заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в большинстве стран предусмотрена конституционно закрепленная независимость национального банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву.
Выпуск государственных займов при определенных условиях также оказывает негативное воздействие на экономику страны – имеет место так называемый «эффект вытеснения частных инвестиций». Каким образом это происходит? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги относительно их предложения ростом процентной ставки. Но этот рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако эффект вытеснения становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобные действия в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будут стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции. Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг.
Государственный долг– общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).Внутреннийгосударственный долг– задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.Внешнийдолг –задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы. С традиционной точки зрения, влияние бюджетного дефицита аналогично воздействию экспансионистской бюджетно-налоговой политики на реальный объем производства, уровень цен, процентную ставку и инвестиции как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
Следствием бюджетного дефицита в краткосрочном периоде будут:
1) рост цен;
2) рост реального объема производства;
3) «эффект вытеснения» частных налоговых инвестиций;
в долгосрочном периоде:
1) повышение уровня цен;
2) усиление «эффекта вытеснения»;
3) возвращение реального объема производства к естественному уровню.
Другая точка зрения, соответствующая «рикардианской школе», состоит в том, что отрицается влияние бюджетного дефицита и государственного долга на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д. «Нейтральность» бюджетного дефицита и государственного долга следует из того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может не повлиять на рост расходов потребителей. Это соответствует теории поведения потребителей, с позиций которой потребитель при выборе линии поведения учитывает не только текущий, но и будущий интерес, т.е. будущий доход.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Экономика Макроэкономика
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет и методы макроэкономического
- 1.1. Предмет и методы макроэкономики
- 1.2. Национальная экономика как целое.
- 1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Макроэкономические показатели,
- 2.1. Основные понятия системы национальных счетов
- 2.2. Внп и ввп, методы расчета
- 2.3. Экономический цикл. Причины и фазы цикла
- 2.4. Экономический рост. Типы и факторы
- 2.5. Содержание категорий «структура производства» и «производственные пропорции». Методы оценки структурных сдвигов в экономике
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 . Безработица на рынке труда
- 3.1. Безработица: сущность, причины возникновения.
- Динамика уровня безработицы в экономике рф за период с 1992 по 2000 гг. (тыс. Чел.)
- 3.2. Виды безработицы. Уровень естественной
- 3.3. Последствия (издержки) безработицы.
- 3.4. Методы борьбы с безработицей. Взаимосвязь
- И долгосрочном периодах
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Инфляция как многофакторное
- 4.1. Теории инфляции
- 4.2. Открытая инфляция, ее виды, механизм
- 4.3. Причины инфляции
- 4.4. Типы инфляции, ее измерение и социально-
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Равновесие на товарном рынке.
- 5.1. Равновесие совокупного спроса и совокупного
- 5.2. Потребление и сбережения: понятия, взаимосвязь
- 5.3. Инвестиции: понятие, типы, виды, функции,
- 5.4. Равновесие и неравновесие на рынке благ:
- 5.5. Мультипликаторы автономных расходов,
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Деньги и денежный рынок.
- 6.1. Сущность и функции денег.
- 6.2. Типы платежных (денежных) систем
- 6.3. Понятие денежного обращения.
- 6.4. Денежный рынок. Основные концепции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Современная кредитно-банковская система и денежно-кредитная политика
- 7.1. Сущность и назначение кредита, этапы развития,
- 7.2. Структура современной кредитной системы
- 7.3. Роль Центрального банка в современной кредитной
- 7.4. Коммерческие банки и их операции
- 7.5. Назначение денежно-кредитной политики.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Бюджетная система. Госбюджет.
- 8.1. Государственный бюджет: сущность, основные статьи, принципы построения
- 8.2. Бюджетный дефицит и государственный долг. Принципы и источники покрытия
- 8.3. Налоги: сущность, виды, функции. Принципы и формы налогообложения (кривая Лаффера)
- 8.4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- Государства. Понятие налогового
- Мультипликатора и мультипликатора
- Государственных расходов
- Вопросы для самопроверки
- 9.1. Мировое хозяйство и международная торговля:
- 9.2. Внешнеторговая политика
- 9.3. Платежный баланс
- 9.4. Валютный курс
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Особенности переходной
- 10.1. Объективная необходимость преобразования
- Рост национального дохода, производительности труда и реальных доходов за 1966-1985 гг.1
- 10.2. Переход к рыночным отношениям – условие преодоления кризисных явлений в экономике
- 10.3. Обострение экономической ситуации на первых
- Основные показатели экономического развития рф за 1992-1998 гг. (в % к предыдущему году)
- 10.4. Полное использование рыночных механизмов – условие устойчивого развития экономики
- Динамика важнейших экономических показателей рф (2000 г. В процентах к 1999 г.)1
- Вопросы для самопроверки
- Что такое безопасность, каковы ее основные черты и проблемы в России в период рыночных преобразований?
- Список литературы
- Редактор з.Г. Кашаева
- 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12.