8.1. Государственный бюджет: сущность, основные статьи, принципы построения
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости в стране.
Бюджет– это подробное описание доходов и расходов (финансовых планов) отдельных людей, компаний или правительства. Структура бюджета страны зависит от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет два уровня – государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством, как это имеет место в России, выделяется промежуточное звено – бюджет субъектов Федерации. В совокупности бюджеты всех уровней, а также государственные бюджетные фонды составляютбюджетную систему.
Бюджетная система строится на принципах единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.
Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения о ходе исполнения бюджета по месяцам, кварталам и т.д.
В соответствии с законодательством принцип самостоятельности обеспечивается для каждого органа власти наличием собственных источников доходов и правом определять объемы и направления их использования в соответствии с выполняемыми функциями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финансируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца; также важно обязательное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обусловленных решениями вышестоящих структур, принятыми после утверждения бюджета.
Государственный бюджет- это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Государственный бюджет - инструмент регулирования экономики. Он выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве.
Доходы бюджетавыражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетных фондов. Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной в стране стоимости. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны.
Доходы госбюджета делятся:
- по источникам образования на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности;
- по методам взимания – на налоговые и неналоговые доходы;
- по видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.
Налоговые доходы– это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.
Неналоговые доходы– это доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти; часть прибыли государственных предприятий; доходы от внешнеэкономической деятельности государства.
Налоговые платежи состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; государственных займов, а также поступлений во внебюджетные (целевые) фонды. Так, например, к налоговым доходам федерального бюджета РФ относятся:
1. Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
2. Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи.
3. Государственные пошлины, установленные законодательством Российской Федерации.
Расходы бюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Поясним это на примере Федерального бюджета РФ.
Согласно Федеральному закону № 115 ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.96 г. все расходы федерального бюджета располагаются по единой бюджетной классификации, которая применяется при составлении проектов и исполнении бюджетов всех уровней и обеспечивает сопоставимость их показателей. В нем указана экономическая и функциональная классификация расходов бюджета.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы. Функциональная классификация расходов федерального бюджета РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций.
Расходы федерального бюджета по функциональному назначению в соответствии с первоочередными функциями государства (экономической, социальной, управленческой, военной) делятся на:
- расходы экономического назначения (финансирование народного хозяйства);
- расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения);
- расходы на управление – финансирование органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной;
- расходы на обслуживание государственного долга;
- военные расходы.
Расходы государственного бюджета показывают направление и цели бюджетных ассигнований. В связи с этим выделяют капитальные и текущие расходы бюджета.
Капитальные расходы бюджета– часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы включают статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ. В составе капитальных расходов федерального бюджета может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также некоторые другие расходы бюджета.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Экономика Макроэкономика
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет и методы макроэкономического
- 1.1. Предмет и методы макроэкономики
- 1.2. Национальная экономика как целое.
- 1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Макроэкономические показатели,
- 2.1. Основные понятия системы национальных счетов
- 2.2. Внп и ввп, методы расчета
- 2.3. Экономический цикл. Причины и фазы цикла
- 2.4. Экономический рост. Типы и факторы
- 2.5. Содержание категорий «структура производства» и «производственные пропорции». Методы оценки структурных сдвигов в экономике
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 . Безработица на рынке труда
- 3.1. Безработица: сущность, причины возникновения.
- Динамика уровня безработицы в экономике рф за период с 1992 по 2000 гг. (тыс. Чел.)
- 3.2. Виды безработицы. Уровень естественной
- 3.3. Последствия (издержки) безработицы.
- 3.4. Методы борьбы с безработицей. Взаимосвязь
- И долгосрочном периодах
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Инфляция как многофакторное
- 4.1. Теории инфляции
- 4.2. Открытая инфляция, ее виды, механизм
- 4.3. Причины инфляции
- 4.4. Типы инфляции, ее измерение и социально-
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Равновесие на товарном рынке.
- 5.1. Равновесие совокупного спроса и совокупного
- 5.2. Потребление и сбережения: понятия, взаимосвязь
- 5.3. Инвестиции: понятие, типы, виды, функции,
- 5.4. Равновесие и неравновесие на рынке благ:
- 5.5. Мультипликаторы автономных расходов,
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Деньги и денежный рынок.
- 6.1. Сущность и функции денег.
- 6.2. Типы платежных (денежных) систем
- 6.3. Понятие денежного обращения.
- 6.4. Денежный рынок. Основные концепции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Современная кредитно-банковская система и денежно-кредитная политика
- 7.1. Сущность и назначение кредита, этапы развития,
- 7.2. Структура современной кредитной системы
- 7.3. Роль Центрального банка в современной кредитной
- 7.4. Коммерческие банки и их операции
- 7.5. Назначение денежно-кредитной политики.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Бюджетная система. Госбюджет.
- 8.1. Государственный бюджет: сущность, основные статьи, принципы построения
- 8.2. Бюджетный дефицит и государственный долг. Принципы и источники покрытия
- 8.3. Налоги: сущность, виды, функции. Принципы и формы налогообложения (кривая Лаффера)
- 8.4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- Государства. Понятие налогового
- Мультипликатора и мультипликатора
- Государственных расходов
- Вопросы для самопроверки
- 9.1. Мировое хозяйство и международная торговля:
- 9.2. Внешнеторговая политика
- 9.3. Платежный баланс
- 9.4. Валютный курс
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Особенности переходной
- 10.1. Объективная необходимость преобразования
- Рост национального дохода, производительности труда и реальных доходов за 1966-1985 гг.1
- 10.2. Переход к рыночным отношениям – условие преодоления кризисных явлений в экономике
- 10.3. Обострение экономической ситуации на первых
- Основные показатели экономического развития рф за 1992-1998 гг. (в % к предыдущему году)
- 10.4. Полное использование рыночных механизмов – условие устойчивого развития экономики
- Динамика важнейших экономических показателей рф (2000 г. В процентах к 1999 г.)1
- Вопросы для самопроверки
- Что такое безопасность, каковы ее основные черты и проблемы в России в период рыночных преобразований?
- Список литературы
- Редактор з.Г. Кашаева
- 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12.