Цель и задачи семинара.
Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания, то главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):
-
развитие творческого профессионального мышления;
-
познавательная мотивация;
-
профессиональное использование знаний в учебных условиях:
-
овладение языком соответствующей науки;
-
навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
-
овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
-
повторение и закрепление знаний;
-
текущий контроль;
-
педагогическое общение.
Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.
По своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научная проблема, способствует:
-
углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;
-
отработке методологии и методических приемов познания;
-
выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;
-
приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности;
-
выработке умения кратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;
-
осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.
Семинары выполняют многогранную роль:
- стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;
- закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии;
- позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное;
- способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии;
- прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, основными понятиями и категориями;
- предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях;
- позволяют изучить мнения, интересы студентов, служат средством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т.д.
- Г. Москва – 2011 г. Введение
- Цель и задачи семинара.
- 2. Методические особенности организации семинарского занятия
- Подготовка преподавателя к семинарскому занятию
- Подготовка студентов к семинарскому занятию
- Методические особенности проведения
- Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ
- Тема 2. Современная политическая карта мира.
- Тема 3. Население мира.
- Тема 5. Природно - ресурсный потенциал и его экономическая оценка.
- Тема 5. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Территориальная организация хозяйства. Теории размещения хозяйства.
- Тема 6. География промышленности мира.
- Тема 7. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы.
- Тема 8. . Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда.
- Тема 9. География сферы услуг.
- Тема 10. Региональная характеристика мира.
- Австралия. Экономико-социальная характеристика региона: экономико-географическое положение, природные ресурсы, население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт.