Подготовка студентов к семинарскому занятию
Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.
Учитывая такие качества студентов как: коммуникативность, уверенность в себе, тревожность, преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Готовясь к семинару, студенты должны:
-
Познакомиться с рекомендованной литературой;
-
Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
-
Выделить проблемные вопросы;
-
Сформулировать собственную точку зрения;
-
Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.
Методика подготовки студентов к семинарскому занятию.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской работы. Для работы в справочно-библиографическом отделе библиотеки необходимо спланировать свое время, выделить определенные дни и часы. Каталоги – это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. Более современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по проблеме, что сегодня возможно в каждой библиотеке.
Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.
К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой студента.
Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельности и интеллектуальной работы, которая обычно включает в себя следующие этапы:
-
изучение литературы по данной теме;
-
анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;
-
обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
-
написание текста доклада, которая традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. на иметь четкое логическое построение.
Реферат - это краткое изложение содержания первичного документа (книги, статьи, неопубликованных материалов) или результатов научно-исследовательских работ. Работа над рефератами - весьма распространенная форма учебной деятельности, но, не всегда правильно понятая и выполненная, снижает ее познавательную и образовательную эффективность. Реферат - один из видов научно-исследовательской работы студента. В нем должно найти отражение следующее: уровень изученности темы, видение проблемных областей, умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему, формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы, навыки работы с литературными источниками. Реферат свидетельствует об информационной культуре, интеллектуальном уровне, креативности (способности к творчеству) студента, характеризует его самостоятельные навыки и умения. Для активизации деятельности студента важное значение приобретает оценка реферата, применение определенных критериев, в частности, степень самостоятельности студента при подготовке реферата, изложении вопросов, умение связать теоретические положения с современной жизнью.
Требования к выступлениям студентов: связь выступления с предшествующей темой или вопросом; раскрытие сущности проблемы; методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Опыт показывает, что многие студенты, на первых семинарских занятиях не могут четко планировать выступления. Важнейшие требования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них. Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными».
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
- Г. Москва – 2011 г. Введение
- Цель и задачи семинара.
- 2. Методические особенности организации семинарского занятия
- Подготовка преподавателя к семинарскому занятию
- Подготовка студентов к семинарскому занятию
- Методические особенности проведения
- Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ
- Тема 2. Современная политическая карта мира.
- Тема 3. Население мира.
- Тема 5. Природно - ресурсный потенциал и его экономическая оценка.
- Тема 5. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Территориальная организация хозяйства. Теории размещения хозяйства.
- Тема 6. География промышленности мира.
- Тема 7. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы.
- Тема 8. . Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда.
- Тема 9. География сферы услуг.
- Тема 10. Региональная характеристика мира.
- Австралия. Экономико-социальная характеристика региона: экономико-географическое положение, природные ресурсы, население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт.