Подготовка преподавателя к семинарскому занятию
В целях эффективности семинарских занятий необходима обстоятельная подготовка к их проведению как со стороны кафедры и преподавателей, так и обучающихся. Кафедра в начале семестра (учебного года) должна обеспечить обучающихся методическими материалами для своевременной подготовки их к активным формам занятий, в том числе и к семинарам. Во время лекций, связанных с темой семинарского занятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить при подготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодических журналах и т. д.).
План подготовки семинарского занятия:
-
Изучение требований учебной программы к теме семинарского занятия;
-
Определение целей и задач семинара, подбор систематизированного материала к семинару;
-
Разработка плана семинара;
-
Выработка различных вариантов решения основных проблем семинара;
-
Подбор литературы, рекомендуемой студентам к данной теме;
-
Разработка рекомендаций студентам по организации самостоятельной работы в ходе подготовки к семинарскому занятию (изучение литературы, подготовка индивидуальных и групповых докладов, выступление по отдельным вопросам);
-
Написание развернутого конспекта семинара, распределение пунктов плана по времени;
-
Моделирование вступительной и заключительной частей семинара.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Вариант плана проведения семинарского занятия:
-
Вводная часть (3-7 мин):
-
объявление темы, цели и учебных вопросов семинарского занятия;
-
определение уровня готовности к занятиям;
-
создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.
-
Основная часть (80 мин):
а. последовательное рассмотрение учебных вопросов в соответствие с планом семинара, с засушиванием докладов, выступлений, рассматриванием презентаций;
-
организация диалога между преподавателями и студентами, а также между студентами в процессе разрешения проблем семинарского занятия
-
анализ всех ответов и выступления студентов.
-
аргументированное формирование промежуточных выводов.
-
Заключительная часть (3-5 мин):
-
подведение итогов;
-
рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
-
Содержание
- Г. Москва – 2011 г. Введение
- Цель и задачи семинара.
- 2. Методические особенности организации семинарского занятия
- Подготовка преподавателя к семинарскому занятию
- Подготовка студентов к семинарскому занятию
- Методические особенности проведения
- Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ
- Тема 2. Современная политическая карта мира.
- Тема 3. Население мира.
- Тема 5. Природно - ресурсный потенциал и его экономическая оценка.
- Тема 5. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Территориальная организация хозяйства. Теории размещения хозяйства.
- Тема 6. География промышленности мира.
- Тема 7. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы.
- Тема 8. . Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда.
- Тема 9. География сферы услуг.
- Тема 10. Региональная характеристика мира.
- Австралия. Экономико-социальная характеристика региона: экономико-географическое положение, природные ресурсы, население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт.