logo search
Обзорные лекции Гурьянова

2. Законы спроса и предложения, их практическое применение

Спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя на приобретение товара за имеющиеся у него деньги, предназначенные для покупки этого товара. Спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых наиболее важных является объем или величину спроса. Объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Объем спроса зависит прежде всего от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые называют неценовыми факторами или детерминантами. Это потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещения данного товара другим. Если предположить, что неценовые факторы остаются постоянными, можно получить зависимость величина спроса на товар от его цены. Эта зависимость получила название закона спроса, который формулируется так: при измененных ценовых факторах величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены на товар. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость.

Природа закона спроса проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрети взамен данного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отражает основную тенденцию уменьшения объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.

Графически закон спроса представлен в виде кривых спроса, отражающих функциональную зависимость между величиной (объемом) спроса и ценой, то есть шкалу спроса. Кривые спроса принято обозначать буквой D, представляющей первую букву английского слова “demand” – “спрос”.

Закон спроса действует в полной мере только в определенных условиях, прежде всего применительно к конкурентному рынку, о котором будет сказано позже. Действие закона может проявляться по-разному в зависимости от того, какова настоятельность потребности в товаре. Если покупатель способен уменьшить потребление данного товара, кривая спроса крутая, если же потребность в определенном количестве товара настоятельная, то кривая более плавная.

Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены. Их называют товарами Гиффена.

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение отражает сущность предложения с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом. Объем, величина предложения – это количество продукта (товара, услуги), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.

Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, ожидаемую инфляцию. Для определения зависимости величина предложения от цены товара, будем считать остальные факторы неизменными. Эта зависимость носить название закона предложения: при прочих неизменных факторах величина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены товара.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных затратах, издержках производства единицы товара с увеличением цены растет прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продавать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция обычно имеет место.

Графически закон предложения может быть отображен кривыми предложения, характеризующими функциональную зависимость между величиной (объемом) предложения Q и ценой Р, то есть шкалу предложения. Кривые предложения принято обозначать буквой S, представляющей первую букву английского слова “supply” – предложение.

Следует помнить, что законы спроса и предложения не устанавливают строгие количественные соотношения, а носят качественный характер. Об этом свидетельствует, в частности, нечеткость формулировки “за некоторый период” применительно как к спросу, так и предложению. Оба закона выражают устойчивые тенденции ценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, проявляющиеся, действующие в определенных условиях при определенных допущениях.

Любая фирма, функционирующая в условиях рыночной экономики, постоянно ставит перед собой три вопроса: что, как и для кого производить? Ответы на них фирма пытается найти, согласовывая свои действия с законом спроса и предложения. При этом основное значение и для производителя, и для покупателя имеет цена, по которой товар реализуется на рынке. Ее величина зависит от соотношения спроса и предложения, что можно проиллюстировать совмещением на одном графике кривых спроса и предложения. В результате можно получить график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке эти кривые пересекутся и определят равновесную цену и равновесное количество продукции.

Цена (р)

D S

излишек Если объем спроса равен объему

предложения, то на рынке

устанавливается равновесная цена.

- равновесная цена

дефицит

> на рынке имеет место

= Количество (Q) дефицит товаров

< - излишек товаров

На основании полученной информации о соотношении равновесной и действующей рыночной цены фирмы принимают решения об увеличении или сокращении масштаба производства товаров или услуг.