logo search
Шпоры по Нац

61. Валютная политика в Беларуси

Валютная система – часть денежной системы страны, связанная с формированием и использованием валютных ресурсов, осуществлением международных валютно-платежных операций. Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица государства. Официальной денежной единицей в РБ является белорусский рубль, причем его курс не имеет привязки к золоту или другому драгоценному металлу. В обращении находятся банкноты, электронные денежные средства и другие формы платежа. Курс валюты по отношению к иностранным валютам определяется на валютных биржах посредством открытых торгов и регулируется спросом и предложением валюты на рынке.

На легальном валютном рынке РБ были установлены 2 курса: официальный курс НБ и относительно рыночный курс, используемый при совершении различного рода сделок "купли-продажи" иностранной валюты. Официальный курс обмена национальной валюты устанавливается Национальным банком с учетом прошедших торгов и ежедневно публикуется в средствах массовой информации, предоставляется банковским учреждениям и т. д. Валютная система РБ связана с плавающим валютным курсом, который может меняться в зависимости от экономической конъюнктуры, желания и возможности НБ по регулированию ее стоимости. Белорусский рубль продолжает оставаться замкнутой валютой. Он не является валютой международных расчетов. На сегодняшний день в Беларуси существует жесткая система валютных ограничений – все валютные операции на территории страны проводятся по законодательству через уполномоченные банки.

Государственный валютный контроль – это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов. Основная цель валютного регулирования – устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат достаточные стимулы к росту конкурентоспособности, восстановлению и расширению емкости внутреннего рынка и эффективному использованию имеющихся у предприятия, государства и населения валютных ресурсов и уменьшению оттока капитала за рубеж. В 2003 г. принят Закон о валютном регулировании и валютном контроле, который был призван упорядочить законодательство в сфере валютных операций и определить основы регулирования и контроля данных операций. Т.к. Беларусь является экспортоориентированной страной, то возрастает ответственность за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

62. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности. Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы опреде­ляет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны. Особое внимание экономической безопасности страны уделяется в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, где выделен специ­альный раздел «Обеспечение экономической безопасности и укрепление обороноспособности страны». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению экономической бе­зопасности в ее важнейших сферах. Координирует деятельность всех субъектов страны по обес­печению национальной, в том числе экономической, безопас­ности Совет безопасности Республики Беларусь, председате­лем которого является Президент Республики Беларусь При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Пре­зидента создана Межведомственная комиссия по безопаснос­ти в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов Республики Бела­русь в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возни­кающим угрозам. Важными функциями в работе комиссии являются: оценка осуществления бюджетно-налоговой и денежно-кредитной по­литики государства и прогноз развития ситуации в финансо­во-кредитной системе с точки зрения обеспечения экономичес­кой безопасности; оценка состояния и перспектив развития на­учно-технического и технологического уровней производства базовых отраслей реального сектора экономики и эффективнос­ти использования топливно-энергетических, природных и иных ресурсов. Комиссия должна организовывать разработку научно обоснованных прогнозов по вопросам экономической безопас­ности государства и определения мер по противодействию внешним и внутренним угрозам в экономической сфере. В зада­чи комиссии входят также подготовка предложений по совер­шенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения эко­номической безопасности государства и разработка организа­ционно-правовых мероприятий по контролю за исполнением законодательства в этой сфере. Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:

- недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоем­костью, низким качеством продукции и высокими издержками производства; - изношенность производственных мощностей; недостаточно эффективная система внедрения результа­тов исследований и разработок в промышленности; - малый объем инвестиций в реальный сектор экономики; ухудшение финансового состояния субъектов хозяйство­вания, дефицит оборотных средств; - высокий уровень монополизации экономики, несовер­шенство экономических механизмов государственного регу­лирования естественных и организационных монополий.

Для обеспечения нац. безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими гос-ми, сохранение и укрепление существу­ющих систем междунар. и региональной безопасности. Важно учитывать особенности географического положения страны и развивать систему обслуживания междунар-х транспортных коммуникаций.

63. Критерии, показатели и институциональные основы экономической безопасности. Экономическая безопасность страны представляет собой важную систему, следующие виды безопасности: производственная; фи­нансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструк­турная; инновационная; внешнеэкономическая. Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообра­зие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень пос­ледней. Для повышения производственной безопасности необхо­димы: структурная модернизация экономики; повышение конкурентоспособности выпускаемой про­дукции; • переход на инновационный путь развития экономики; • социальная ориентация перспективной структуры эконо­мики, ускоренное развитие сферы услуг. Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финан­совые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность. Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси - улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств. Продовольственная безопасность является составной частью экономической бе­зопасности. Для обеспечения прод. безопасности требу­ется, чтобы совокупные потребности в с/х продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика зани­мает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодо­рожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов. Инновационная безопасность имеет для Беларуси первосте­пенное значение, так как в государствах с ограниченными при­родными ресурсами роль научно-технической и инновацион­ной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП). Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый ха­рактер экономики РБ, является одним из приоритетов проводимой соц.-эк. политики. Внешнеэк. безопасность должна обеспечить сохранение эк-го суверенитета страны, рост конку­рентоспособности нац. экономики и защиту интере­сов бел. производителей с учетом изменений мировых эк-х процессов. Важными функциями в работе комиссии являются: оценка осуществления бюджетно-налоговой и денежно-кредитной по­литики государства и прогноз развития ситуации в финансо­во-кредитной системе с точки зрения обеспечения экономичес­кой безопасности; оценка состояния и перспектив развития на­учно-технического и технологического уровней производства базовых отраслей реального сектора экономики и эффективнос­ти использования топливно-энергетических, природных и иных ресурсов. Комиссия должна организовывать разработку научно обоснованных прогнозов по вопросам экономической безопас­ности государства и определения мер по противодействию внешним и внутренним угрозам в экономической сфере. В зада­чи комиссии входят также подготовка предложений по совер­шенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения эко­номической безопасности государства и разработка организа­ционно-правовых мероприятий по контролю за исполнением законодательства в этой сфере.