logo search
Уч / Уч

И долгосрочном периодах

В модифицированном виде кривая Филлипса представляет собой графическое изображение зависимости между инфляцией и безработицей (рис. 3.3).

Кривая Филлипса исходит из того, что уровень инфляции обусловлен тремя факторами:

а) ожидаемой инфляцией;

б) отклонением безработицы от естественного уровня;

в) шоками изменения предложения, вызванными повышениями уровня цен на сырье:

=e -  · (u - up) + ,

где  – фактический уровень инфляции; e – ожидаемый уровень инфляции; u – фактический уровень безработицы; up – естественный уровень безработицы; (u up) – циклическая безработица;  – резкие изменения (шоки) предложения;  – эмпирический коэффициент (>0), отражающий реакцию инфляции на циклическую безработицу.

Кривая Филлипса допускает проблему выбора между безработицей и инфляцией спроса, что находит отражение в государственной стабилизационной политике полной занятости западных стран: для снижения инфляции правительство допускает увеличение уровня безработицы и, наоборот, рост занятости требует ослабления контроля над инфляцией.

Практика экономического регулирования со стороны правительств западных стран показала, что кривая Филлипса может быть применима только в краткосрочном периоде, поскольку в долгосрочной перспективе (5–10 лет) динамика инфляции и безработицы неоднозначна. В 70-е годы в экономике западных стран высокий темп инфляции сопровождался высоким уровнем безработицы (стагфляцией). В 80-е годы наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы. Это объясняется тем, что инфляционные ожидания наёмных работников и работодателей побуждают их индексировать заработную плату в договорах с администрацией и вследствие этого не менять стратегию предпринимателей по найму работников. В результате рост инфляции сопровождается ростом (а не снижением) номинальной заработной платы, ростом издержек производства, не позволяющим расширять производство, и на этой основе увеличивать спрос на рабочую силу, т. е. снижать уровень безработицы. Эти меры обусловлены прошлым опытом проведения государством стабилизационной политики полной занятости. Поэтому, как бы государство ни стремилось снизить естественный уровень безработицы путем интенсивного наращивания совокупного спроса, это приведет лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Последующий рост безработицы до этого уровня неотвратим, как неотвратимо движение экономики к долгосрочному равновесию. Согласно теории естественного уровня безработицы, если естественный уровень безработицы (Up) равен фактическому (U), то рынок труда приходит к равновесному состоянию, а ожидаемый уровень инфляции (е) равен фактическому: Up = u, e = . Кривая Филлипса в долгосрочном периоде является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости (становится вертикальной - рис. 3.3). Действие кривой Филлипса проявляется и в нашей стране. Рост инфляционной денежной эмиссии в первые годы рыночных реформ (1992-1993 гг.) создавал условия, при которых безработица стремилась к меньшим, чем естественная норма, значениям. Дальнейшее ускорение роста безработицы в 1994-2000 гг. связано с активной антиинфляционной политикой ограничения совокупного спроса, которая в соответствии с кривой Филлипса привела к значительному сокращению темпов инфляции при одновременном ускорении темпов безработицы.

Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны. Однако наступил период, когда возникли естественные трудности для их претворения в жизнь. Финансирование кейнсианских программ за счёт госбюджета не могло быть беспредельным. Кроме того, причиной экономического спада стало подорожание ресурсов. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной. Монетарное направление для оздоровления экономики предлагает в условиях, когда безработица и спад протекают на фоне инфляции, осуществить меры фискальной и кредитно-денежной политики, направленные на ускорение темпов кризиса, с целью быстрейшего его преодоления:

а) уменьшить дефицит государственного бюджета, отказавшись от значительной части социальных программ, тем самым затормозить инфляцию и сохранить здоровую рыночную среду;

б) повысить эффективность рынка во время циклического спада, не препятствуя банкротствам, в ходе которых реализуется санирующая функция рынка, путём повышения учётной ставки процента и, соответственно, удорожания кредита. Массовые банкротства и труднодоступные кредитные ресурсы выдвигают на авангардные позиции наиболее сильных производителей, которые расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу;

в) снизить налоги на доходы, что позволит повысить номинальную заработную плату, спрос на товары со стороны домашних хозяйств, поднять доходы предпринимателей, увеличить их сбережения, спрос на рабочую силу, совокупное предложение; в конечном итоге обеспечить экономический рост и смягчение безработицы;

г) обеспечить эффективные изменения в структуре занятости, создавая дополнительные возможности для повышения квалификации и получения новых профессий.

Как показывает мировая практика, все меры по регулированию заня­тости подразделяются:

а) по характеру воздействия на рынок труда: на активные и пассив­ные;

б) по уровню воздействия на рынок труда: на прямые (реализуемые на уровне отдельных предприятий и регионов программы по увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, по переподготовке рабочей силы, по социальному страхованию безработицы) и косвенные (осуществляемые на макроуровне экономики меры налоговой и денежно-кредитной политики).

Активная политика занятости – совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня.

К средствам активной политики занятости относятся:

1. Информация о рынке труда – сведения о возможностях трудоустройства, информация о роде занятий и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия.

2. Содействие в трудоустройстве, преследующее цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия:

а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства;

б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»;

г) обучение на­выкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

3. Профессиональное обучение безработных, направленное на предостав­ление возможности приобрести новую профессию или повы­сить квалификацию для последующего трудоустройства.

4. Профессиональное консультирование в центрах занятости, призванное повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и фор­мы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности.

5. Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определённой социальной категории) и поддержка рабочих мест – программы с частичным финансированием органами занятости и работодателями.

Пассивная политика занятости – меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей – бесплатно или по сниженным ценам и др.).

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах.

В развитых странах и в нашей стране на современном этапе преимущественно применяются прямые методы, непосредственно направленные на региональный уровень рынка труда. Косвенные же меры стимулирования занятости на макроуровне через увеличение совокупного спроса фискальными и кредитно-денежными методами в силу кризисного состояния российских финансов и антиинфляционной направленности современной экономической политики имеют ограниченное применение.