5.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг
Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами.
Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация, зафиксированная на различных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.
Информационные ресурсы обычно подразделяются на три сектора:
деловая информация;
научно-техническая и специальная информация;
массовая потребительская информация.
Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:
• биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;
статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
• деловые новости в области экономики и бизнеса.
Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно, следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуществляться в реальном масштабе времени.
Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.
Важность коммерческой информации в условиях рынка у конкуренции весьма высока. Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями, решающими следующие задачи:
выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;
выход на рынок с новым товаром;
поиск покупателей;
слияние и приобретение компаний;
маркетинговые исследования по анализу рынка.
Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т. д.
Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товар в сфере информационной индустрии — это информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:
непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;
пакетный доступ к базам данных — режим off-line;
базы данных на дискетах и компакт-дисках;
консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов;
обучение доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям:
специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;
работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
сотрудники государственных учреждений;
работники общественных организаций;
индивидуальные пользователи.
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением современной вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, Различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки.
Пользователям — специалистам в различных областях науки и техники предоставлялась библиография, реферативная и английская информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание проводилось, как правило, на некоммерческой основе.
Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.
При внедрении ИПС была автоматизирована лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли свою положительную роль в качестве базы для дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.
Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, ростом объемов памяти и быстродействия, является возникновение фактографических информационных систем. Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т. д.). Пользователь таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.
Фактографические системы позволили проводить обработку информации по указанию пользователя.
С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб в общей структуре информационного рынка (рис. 5.1).
1977
– государственные
– коммерческие
– некоммерческие
Рис. 5.1. Структура различных служб на информационном рынке
Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.
Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:
центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;
центры распределения (поставщики информации, так называемые вендоры) – занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;
информационные агентства — помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют и функции обслуживания пользователей.
К концу 2000 г. в мире функции центров-генераторов выполняли около 3520 компаний, а функции центров-поставщиков – более 4200 компаний.
Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычислительной техники породило создание принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживание. Одно из главных достижений в этой сфере — появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.
Необходимо отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7500 крупных информационных корпораций.
- Глава 1
- Особенности функционирования и цели создания эис
- Принципы создания, классификация и этапы развития экономических информационных систем.
- Состав и структура элементов экономических информационных систем.
- Методологические основы построения экономических информационных систем. (самостоятельно)
- Глава 2 бухгалтерские информационные системы (буис)
- Особенности бухгалтерских информационных систем и тенденции их развития
- 2.2. Бухгалтерские информационные системы для крупных предприятий
- 2.3. Буис на предприятиях малого и среднего бизнеса
- 2.4. Экономический анализ в буис
- Глава 3
- 3.1. Особенности применения налоговых информационных систем
- 3.2. Информационные системы в налоговых органах
- 3.3. Информационные системы в службах корпоративного налогового менеджмента
- 3.4. Налоговые информационные системы в бюджетных организациях
- Глава 4
- 4.1. Особенности применения информационных систем в статистике
- 4.2 Статистические информационные системы в органах государственной статистики
- 4.2.1. Автоматизированное решение регламентных статистических задач Автоматизированное решение задач с использованием типовых процедур обработки
- Автоматизированное решение задач с использованием арм экономиста-статистика
- 4.2.2. Автоматизированное решение задач информационного обслуживания
- 4.3. Статистические информационные системы на предприятиях и в организациях
- Глава 5
- 5.1. Особенности функционирования рынка информационных услуг
- Формы предоставления информационных услуг
- Информационная корпорация «Дан энд Брэдстрит» («Dun & Bradstreet»)
- Информационные ресурсы сети Интернет
- 5.3. Виды хранимой информации и эффективность ее поиска
- 5.4. Основы автоматизированного распространения статистической информации
- Структура информационной базы кабсд и организация формирования запросов к ней