Цели и факторы производства
Производство – это процесс преобразования природы человеком в целях создания материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей, общества. Следовательно, основной, конечной целью производства является удовлетворение потребностей. Наличие основной, высшей цели свидетельствует о существовании системы связанных и соподчиненных между собой целей. В эту систему входят (и соответственно определяют направленность, ориентиры развития производства) многообразные вторичные, третичные, вообще производственные цели. Так, повышение эффективности производства образует, бесспорно, одну из важнейших целей производства. Но по отношению к высшей цели это лишь средство, позволяющее полнее удовлетворить общественные и личные потребности. Ускорение научно-технического прогресса – это и самостоятельная цель, и в то же время – средство повышения эффективности производства, а через него и более полного удовлетворения потребностей. Следовательно, все названные и другие многочисленные цели выступают по отношению к высшей цели производства как средства ее достижения. Таким образом в экономике существует система "цель – средства – цель – средства".
Вместе с тем, правомерно говорить и о разукрупнении высшей цели, т.е. о разложении ее на более простые, локальные цели, предусматривающие удовлетворение тех или иных конкретных потребностей. Эта система представляет собой своеобразное "дерево целей". Каждая из целей направлена на удовлетворение определенных потребностей, а сами потребности – материальные, духовные и социальные – по мере развития общества все более дифференцируются.
Следует отметить, что для реализации основной цели производства и удовлетворения разнообразных потребностей необходимо создавать нужные товары и услуги. Но, для того, чтобы произвести мебель, продукты питания, одежду и другие товары, необходимо иметь соответствующие исходные материалы, оборудование, помещение или землю, работников соответствующих специальностей и специалистов, которые организуют производство. Блага, которые реально вовлекаются в производственный процесс и используются для создания продукта называются факторами производства. Неоклассическая теория традиционно к факторам производства относила капитал, землю и рабочую силу. Капитал может выступать в денежной и вещественной форме. В денежной форме он является средствами, используя которые предприниматель закупает сырье, оборудование и другие необходимые компоненты производственного процесса. В вещественной форме капитал - это средства производства, которые принадлежат предпринимателю или фирме и могут быть использованы для организации производства благ. Земля является обязательным компонентом процесса производства, так как любое производственное здание, сооружение, цех, участок обязательно располагаются на участке земли. Особую роль земля как фактор производства играет в сельском хозяйстве. На результатах производства в аграрном секторе сказывается не только величина используемых земельных угодий, но и плодородие, природно-климатические условия данного участка земли.
Связующим элементом любого производства является труд, который соединяет сырье, материалы и оборудование в единый производственный процесс. Без использования труда как фактора производства создание новых благ и услуг было бы невозможно. В 70-е годы XIX столетия Альфредом Маршаллом был выделен четвертый фактор производства - организация. Далее, Йозефом Шумпетером этот фактор был назван предпринимательством. Таким образом, производство представляет собой процесс соединения таких факторов, как капитал, труд, земля и предпринимательство с целью получения новых благ и услуг, необходимых потребителям. Труд, земля, капитал – это основные факторы производства. Классификация факторов производства представлена на рис. 3.1.
Применяемые в производстве факторы подразделяются на постоянные (фиксированные) и переменные. К первым относят те количественные масштабы, применения которых нельзя изменить на данном временном отрезке. Например, если выпуск заданного объема продукции должен быть осуществлен за три рабочих дня, то за это время изменить некую часть вводимых факторов, скажем, производственных мощностей, просто невозможно. К переменным относятся применяемые производственные факторы, объем которых может быть изменен на данном временном отрезке. Используя приведенный пример, отметим, что в течение указанного производственного цикла фирма в состоянии изменить количество таких применяемых факторов, как вспомогательные материалы, топливо, энергия, сырье, она может повысить интенсивность труда занятых рабочих и т.д.
Производство заданного продукта требует обязательного использования какого-то определенного числа факторов производства. Отсутствие некоторых (некоторого) из них ведет к остановке производства. Если для приобретения необходимого оборудования, строительства производственных зданий и найма рабочей силы есть достаточный стартовый капитал, то следует помнить и о потребности в купле или аренде земельного участка, на котором будет строиться предприятие. В то же время все факторы производства взаимосвязаны, находятся в постоянном движении и образуют производственные фонды предприятий.
- Система открытого образования
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя 8
- Тема2. Теория производства фирмы 33
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства 125
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия 180
- Введение
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Комбинации благ а и в, имеющие одинаковую полезность для потребителя х (гипотетические данные)
- Бюджетные ограничения потребителя
- Комбинации благ а и в, доступные покупателю с доходом 12 денежных единицах (условные данные)
- Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода
- Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса вследствие снижения цен
- Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя"
- Тема2. Теория производства фирмы Лекция 3. Кругооборот факторов производства
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Структура фондов предприятия
- Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц)
- Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы"
- Тема 3. Издержки производства Лекция 5. Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
- Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства"
- Тема 4. Доходы фирмы Лекция 6. Доходы фирмы
- Доход фирмы и его виды
- Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы"
- Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции"
- Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях чистой монополии
- Лекция 9. Монополистическая конкуренция
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Лекция 10. Олигополия
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции"
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства Лекция 11. Рынок ресурсов
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Лекция 12. Рынок труда
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- , Отсюда ,
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Лекция 14. Рынок природных ресурсов
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- 1000 Денеж.Ед.
- Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства»
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия
- Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия»
- Экзаменационные вопросы.
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.