25. Бюджетная политика
- совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.
Содержание Б.п. многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов.
Будучи частью финансовой политики государства Б.п. является ядром экономич. политики и как таковая выступает средством осуществления экономич. и соц. политики государства.
Разработка Б.п. должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи Б.п., определяемые исходя из осн. направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.
Четко сформулированные цели и задачи Б.п., адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно.
И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.
Научно обоснованная концепция развития бюджета на ближайшее время и отдаленную перспективу в сочетании с осн. направлениями использования бюджетных отношений и конкретными путями их реализации позволяет органично соединить потенциальные свойства бюджета как экономической категории с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.
Функциональный аспект Б.п. включает: политику в области доходов бюджета (фискальную), политику в области расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политику в области межбюджетиых отношений.
Временной аспект Б.п. состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде; при этом совокупность бюджетных мер тактич. характера должна укладываться в рамки принятой бюджетной стратегии и ни в коем случае не противоречить ей во избежание отрицат. последствий как в бюджетной сфере, так и в целом в экономике.
В наст, время во всех странах наблюдается тесное переплетение тактических задач со стратегии, направлениями развития бюджетных отношений; и не случайно вопросы бюджетного прогнозирования и перспективного бюджетного планирования приобрели в соврем, условиях огромное значение. Б.п. осуществляется как на государственном, так и муниципальном уровне.
Без самостоятельной, продуманной и результативной Б.п. не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образования.
Основу Б.п. составляют стратегии, направления экономии, и соц. политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экоиомич. и соц. задач. В условиях рынка Б.п. - главный рычаг определения осн. направлений экономич. воздействия государства на общественное производство.
Для обеспечения эффективности Б.п. при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.
Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Б.п. не может быть эффективной, если четко не определены осн. ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы гл. цели и первоочередные задачи.
При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответств. расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность Б.п. во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
В разработке Б.п. участвуют законодат. (представительные) и исполнит, органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, историч. традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.
- Современные вызовы экономического развития экономики.
- 2. Глобализация как современный вызов и новый феномен конца хх - начала ххi вв. К понятию «глобализация».
- 3. Эволюция государственно оформленных рыночных систем. Стадии эволюции.
- 5. Глобализация мировой экономики как переход эволюции на качественно новую ступень - формирование единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики
- 6. Интернационализация и глобализация. Стадии глобализации.
- 7. Направления глобализации: транснационализация и регионализация.
- Формы проявления глобализации
- Государство и субъекты рыночной системы.
- Возникновение государственного регулирования в рациональном смысле в рыночных системах. Государственное регулирование как настраивающий блок
- Антимонопольное регулирование.
- Антикризисное (антициклическое) регулирование.
- Социальное регулирование.
- Микрорегулирование.Регулирование «внешних эффектов» и решение проблемы «безбилетника». Регулирование асимметричной информации.
- 15. Формы государственного регулирования
- 18. Структурная политика
- 19. Инвестиционная политика
- 22. Внешнеэкономическая политика.
- 23. Научно-техническая и инновационная политика.
- 24. Налоговая политика
- 25. Бюджетная политика
- 26. Пирамида целей экономической политики. Реализация экономической политики.
- Инструменты реализации экономической политики
- Классификация методов экономической политики
- Административные меры
- Экономические меры
- Институциональные меры
- 29. Открытая экономика. Формирование новой экономической политики и неоконсерватизм
- 30. От государственного регулирования к государственно-частному партнерству. Формы гчп
- 31. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере
- 32. Эволюция теорий макроэкономической политики. Позитивная и нормативная теории экономической политики;
- 33. Базовая теория экономической политики я.Тинбергена
- 34. Эффективная рыночная классификация р.Манделла
- 44. История взаимодействия Беларуси и Европейского союза.
- 45. Трансформация роли государственного регулирования в Республике Беларусь и необходимость формирования внешней экономики.