logo search
Мировая экономика (старый архив) / Мировая экономика1

Международный рынок услуг.

Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является наиболее растущим сектором мирового хозяйства.

Международная торговля услугами – специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Долгое время услуги, согласно международной практике, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. к товарам, которые потребляются в той же стране, где они были произведены.

По мере развития НТП, материализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые» услуги. Такие услуги подразделяются на виды и подвиды:

  1. Транспорт (грузовой, пассажирский)

  2. Связь (почтовая, курьерская, телефонная)

  3. Поездки (деловые, личные)

  4. Строительство (промышленное, жилищное)

  5. Страхование (рисков, личное)

  6. Финансовые услуги (резидентам, нерезидентам)

  7. Лицензионные

  8. Культурные

  9. Правительственные

  10. Компьютерно-информационные

Услуги также делятся на факторные и нефакторные. Факторные – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (капитал, рабочая сила). Нефакторные – остальные виды услуг (транспорт, путешествия).

Основные формы международной торговли услугами (по классификация ВТО):

  1. Поставка услуг через границу , когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт). Границу пересекает сама услуга, а не поставщики.

  2. Перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм).

  3. Временное перемещение заграницу физического лица – поставщика услуг. Перемещение квалифицированных работников (ТНК).

  4. Коммерческое присутствие поставщика услуг на территорию другой страны (банковские, страховые услуги).

Факторы, обуславливающие интенсивное развитие МТ услугами:

  1. НТП/НПР

  2. Длительный экономический подъем в большинстве стран мира, рост деловой активности

  3. Увеличение доли услуг в структуре ВВП

  4. Развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов и рабочей силы

Основные отличия услуг от товаров в материальной форме:

  1. услуги неосязаемы

  2. услуги не поддаются хранению

  3. производство и потребление совпадают по времени

Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей оссимметричностью в пользу развитых стран, чем МТ товарами.

      1. Формы международного обмена технологиями.

Международная передача технологий – совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений.

Технология – товар, определяемый как стоимость общественно необходимых затрат труда на создание, воспроизводство и освоение ее.

Технология – совокупность знаний, с помощью которых пакетные права, научные знания, исследования и т.д. применяются в разработке товаров.

Различают следующие пути передачи технологий:

  1. на некоммерческой основе: информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, справочники, конференции, семинары, зарубежное обучение, стажировка и практика, лицензирование, международная миграция ученных.

  2. На коммерческой основе: передача информационных технологий, прямые зарубежные инвестиции, продажа патентных лицензий, совместное проведение НИОКР, лизинг, инжиниринг (оказание инженерно-технических услуг), консалтинг, портфельные инвестиции, научно-техническое кооперирование, промышленный шпионаж и промышленное пиратство.

В мировой торговле происходит усложнение форм международного обмена технологиями.

      1. Правовая охрана изобретений и ее учет в международном сотрудничестве.

Важнейшей предпосылкой возникновения и функционирования технического рынка является правовая защита научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными видами инструментов правовой защиты являются патенты и лицензии.

Патент – ( с лат. открытый, явный) признание государством и оформление прав юридических и физических лиц на авторство. Патент – изобретение абсолютно нового продукта или процесса производства в виде документа.

Лицензия – ( с лат. свобода, право, разрешение) – разрешение лицензиара, которое выдается лицензиату, т.е. лицу, приобретаемому технологию или право на использование знаний.

Контракт - право воспроизведения, защищает от копирования литературного, художественного искусства. Однако часто распространяется на использование в производстве знаний в виде эскизов или чертежей.

Товарный (фирменный) знак (марка) - рисунок, аббревиатура, графическое изображение.

Возможность в распространение новой технологии во многом обеспечивается за счет международного лицензионного обмена.

Предоставление лицензий оформляется лицензионным соглашением.