Международный рынок услуг.
Международная статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является наиболее растущим сектором мирового хозяйства.
Международная торговля услугами – специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Долгое время услуги, согласно международной практике, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. к товарам, которые потребляются в той же стране, где они были произведены.
По мере развития НТП, материализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые» услуги. Такие услуги подразделяются на виды и подвиды:
Транспорт (грузовой, пассажирский)
Связь (почтовая, курьерская, телефонная)
Поездки (деловые, личные)
Строительство (промышленное, жилищное)
Страхование (рисков, личное)
Финансовые услуги (резидентам, нерезидентам)
Лицензионные
Культурные
Правительственные
Компьютерно-информационные
Услуги также делятся на факторные и нефакторные. Факторные – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (капитал, рабочая сила). Нефакторные – остальные виды услуг (транспорт, путешествия).
Основные формы международной торговли услугами (по классификация ВТО):
Поставка услуг через границу , когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт). Границу пересекает сама услуга, а не поставщики.
Перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм).
Временное перемещение заграницу физического лица – поставщика услуг. Перемещение квалифицированных работников (ТНК).
Коммерческое присутствие поставщика услуг на территорию другой страны (банковские, страховые услуги).
Факторы, обуславливающие интенсивное развитие МТ услугами:
НТП/НПР
Длительный экономический подъем в большинстве стран мира, рост деловой активности
Увеличение доли услуг в структуре ВВП
Развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов и рабочей силы
Основные отличия услуг от товаров в материальной форме:
услуги неосязаемы
услуги не поддаются хранению
производство и потребление совпадают по времени
Географическая направленность торговли услугами отличается еще большей оссимметричностью в пользу развитых стран, чем МТ товарами.
Формы международного обмена технологиями.
Международная передача технологий – совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений.
Технология – товар, определяемый как стоимость общественно необходимых затрат труда на создание, воспроизводство и освоение ее.
Технология – совокупность знаний, с помощью которых пакетные права, научные знания, исследования и т.д. применяются в разработке товаров.
Различают следующие пути передачи технологий:
на некоммерческой основе: информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, справочники, конференции, семинары, зарубежное обучение, стажировка и практика, лицензирование, международная миграция ученных.
На коммерческой основе: передача информационных технологий, прямые зарубежные инвестиции, продажа патентных лицензий, совместное проведение НИОКР, лизинг, инжиниринг (оказание инженерно-технических услуг), консалтинг, портфельные инвестиции, научно-техническое кооперирование, промышленный шпионаж и промышленное пиратство.
В мировой торговле происходит усложнение форм международного обмена технологиями.
Правовая охрана изобретений и ее учет в международном сотрудничестве.
Важнейшей предпосылкой возникновения и функционирования технического рынка является правовая защита научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными видами инструментов правовой защиты являются патенты и лицензии.
Патент – ( с лат. открытый, явный) признание государством и оформление прав юридических и физических лиц на авторство. Патент – изобретение абсолютно нового продукта или процесса производства в виде документа.
Лицензия – ( с лат. свобода, право, разрешение) – разрешение лицензиара, которое выдается лицензиату, т.е. лицу, приобретаемому технологию или право на использование знаний.
Контракт - право воспроизведения, защищает от копирования литературного, художественного искусства. Однако часто распространяется на использование в производстве знаний в виде эскизов или чертежей.
Товарный (фирменный) знак (марка) - рисунок, аббревиатура, графическое изображение.
Возможность в распространение новой технологии во многом обеспечивается за счет международного лицензионного обмена.
Предоставление лицензий оформляется лицензионным соглашением.
- Основные международные экономические организации.
- Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
- Интеграция в странах снг.
- 8. Основные направления развития интеграции в странах снг.
- 9. Сущность и формы зарубежного инвестирования.
- 10. Транснациональные корпорации как основа системы международных экономических отношений.
- 11. Инвестиционный климат в системе зарубежного инвестирования.
- 12. Свободные экономические зоны и их виды.
- Международный рынок услуг.
- 16. Основные виды лицензионных соглашений.
- 17. Этапы развития международной миграции рабочей силы.
- Международная торговля и ее основные черты.
- 21. Теория сравнительных преимуществ.
- 22. Теория факторов производства и парадокс Леонтьева.
- 24. Понятие протекционизма и характеристика торговых барьеров.
- 25. Основные виды международной торговли.
- 27. Рынок иностранных валют.
- 28. Валютный курс и факторы его устанавливающие.
- 29. Валютные риски как следствие изменения валютных курсов.
- 30. Способы защиты от валютных рисков.
- 31. Платежный баланс страны.
- 32. Валютная система «Золотого стандарта».
- 33. Бреттон - Вудская система.
- 34. Современная валютная система.
- 36. Свободно плавающий и фиксированный валютные режимы.
- Разновидности международного бизнеса.
- 42. Понятие природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства.
- 43. Размещение природного - ресурсного потенциала в мире.
- 44. Природно-ресурсный потенциал России.
- 45. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- 46. Трудовые ресурсы России.
- 47. Научные ресурсы мира.
- 48. Предпринимательские ресурсы мира.
- 37. Промежуточные валютные режимы.
- 49. Место России в мировом хозяйстве.
- Понятие конъюнктуры мирового рынка.
- 50. Внешняя торговля России.