logo search
билет 11

Ссср. Здравоохранение↓

Развитие экономики и культуры, постоянная забота советского государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографических процессов в СССР, население которого выросло к 1976 по сравнению с 1913 более чем на 96 млн. человек. Рост городского населения отражает изменения в структуре производства (рост промышленности и механизация сельского хозяйства). Преобладание в составе населения женщин (136,8 млн. женщин и 118,7 млн. мужчин на 1 января 1976) сложилось в основном за счёт старших возрастов и вызвано главным образом последствиями войны. Разрыв в численности мужчин и женщин постепенно сокращается: к 1976 число мужчин и женщин в возрасте до 45 лет включительно почти сравнялось. В составе населения увеличился удельный вес лиц пожилого возраста. Вместе с тем удельный вес лиц молодого возраста (до 20 лет) продолжает значительно превышать удельный вес лиц пожилого возраста (60 лет и старше), что является благоприятным демографическим признаком.

Процессы естественного движения населения в СССР по сравнению с дореволюционной Россией характеризуются уменьшением рождаемости и снижением смертности при сохранении достаточно высоких показателей естественного прироста. По сравнению с 1913 значительное снижение рождаемости (45,5 на 1 тыс. жит. в 1913 и 18,1 — в 1975) связано, в частности, с увеличением числа лиц пожилого возраста; определённую роль в снижении рождаемости играет активное вовлечение женщин в сферу производства. Особенно выраженное снижение рождаемости в 60-е гг. связано с последствиями войны, т. к. рождаемость в 1941—46 была крайне низкой. Начиная с 1970, со вступлением в плодовитый возраст послевоенного поколения, рождаемость стабилизировалась и постепенно начинает возрастать.

Общая смертность в СССР за годы Советской власти уменьшилась более чем в 3 раза (9,3 на 1 тыс. жит. в 1975 по сравнению с 29,1 в 1913), детская смертность — почти в 10 раз (27,9 на 1 тыс. живорождённых в 1974 по сравнению с 268,6 в 1913). Некоторое повышение общей смертности в 70-х гг. отчасти вызвано изменением возрастной структуры населения. Это можно обнаружить при сравнении стандартизированных по возрастной структуре населения показателей и анализе возрастных показателей смертности. В результате снижения смертности в СССР средняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с дореволюционным периодом (70 лет в 1971—72 по сравнению с 32 в 1896—97).

Улучшение условий жизни, мероприятия Советского государства по охране здоровья детей способствовали неуклонному повышению уровня физического развития представителей всех слоев населения СССР. Уже в 30-х гг. в СССР не было разницы в уровне физического развития детей и молодёжи из семей рабочих и служащих. Мероприятия, проведённые государством по ликвидации санитарных последствий Великой Отечественной войны 1941—45, способствовали тому, что к 1956 показатели физического развития были выше, чем в предвоенные годы.

Организация здравоохранения. Первые сведения об организации помощи больным на территории Киевской Руси (учреждение прибежищ для больных и инвалидов при монастырях и церквах) относятся к 10—11 вв. Первый государственный орган управления медицинским делом — Аптекарская палата (впоследствии Аптекарский приказ) — возник в России в 1581 одновременно с первой ("царёвой") аптекой. В 1592 учреждена первая пограничная станция, предназначенная для предупреждения завоза заразных болезней.

В 18 в. вопросами здравоохранения ведали Медицинская канцелярия, а с 1763 — Медицинская коллегия. В 1775 в губерниях были учреждены "приказы общественного призрения" (в ведение которых переданы благотворительные и медицинские учреждения), а затем — врачебные управы в губернских городах (кроме обеих столиц) и уездные врачебные управы — местные органы управления медицинским делом. В 1803 Медицинская коллегия была заменена Медицинским департаментом в составе Министерства внутренних дел. С конца 19 в. получили развитие такие формы здравоохранения, как земская медицина, фабрично-заводская медицина. Каждое ведомство имело свои врачебные части; единого государственного органа управления здравоохранением не существовало. Больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Лечебная помощь оказывалась преимущественно частнопрактикующими врачами. Жители окраинных районов были практически лишены медицинской помощи. Дореволюционная Россия не имела государственной системы охраны здоровья.

Созданная в СССР система здравоохранения — одно из выдающихся достижений советского народа. Задачи государства в области охраны здоровья были определены В. И. Лениным и отражены в 1-й Программе РСДРП (1903). В ней отмечалась необходимость установления 8-часового рабочего дня, запрещения детского труда, устройства на предприятиях яслей, государственного страхования рабочих, санитарного надзора на предприятиях и т. д. С первых дней Советской власти забота об охране здоровья трудящихся провозглашена важнейшей задачей социалистического государства. В условиях разрухи, эпидемий и борьбы с внутренними и внешними врагами началось строительство первой в мире государственной системы здравоохранения, в основу которой были положены самые прогрессивные и самые гуманные принципы: общедоступность и бесплатность медицинской помощи, профилактическое направление, участие широких масс трудящихся в решении вопросов охраны здоровья. Политика Советского государства в области здравоохранения была сформулирована во 2-й Программе РКП(б), принятой на 8-м съезде в 1919. В числе первоочередных задач предусматривались оздоровление населённых мест, охрана почвы, воды, воздуха, развитие общественного питания на научно-гигиенической основе, создание санитарного законодательства, обеспечение населения общедоступной бесплатной квалифицированной медицинской помощью и т. д. За годы 1-й пятилетки (1929—32) затраты на здравоохранение и  физическую культуру выросли по сравнению с 1913 почти в 4 раза. Численность врачей к 1940 увеличилась почти в 6 раз, средних медицинских Работников — более чем в 10 раз, коечный фонд — в 3,8 раза (см. табл. 1).

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 все усилия здравоохранения были сосредоточены на помощи больным и раненым воинам и предотвращении эпидемий в действующей армии и тылу. Деятельность медицинских учреждений способствовала победе советского народа над фашизмом: более 72% раненых и 90% больных было возвращено в строй; впервые в истории войн удалось уберечь тыл и армию от эпидемий. Война причинила огромный ущерб советскому здравоохранению, исчислявшийся в 6,6 млрд. руб.; было уничтожено и разрушено 40 тыс. больниц, поликлиник и других медицинских учреждений. Мобилизация экономического потенциала страны и героический труд советских людей способствовали быстрому восстановлению материальной базы здравоохранения: в 1947 его основные показатели достигли довоенного уровня. В 1950 по сравнению с 1940 число врачей увеличилось на 71%, средних медицинских работников на 52%, больничных коек на 28%. С 1940 по 1975 ассигнования на здравоохранение выросли более чем в 13 раз.

Основные принципы советского здравоохранения получили дальнейшее развитие в Программе КПСС, принятой на 22-м съезде партии (1961). Вопросам здравоохранения и медицинской науки посвящен ряд постановлений ЦК КПСС и Советского правительства (например. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР" и от 5 июля 1968 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране"). Утверждение Верховным Советом СССР в 1969 Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении закрепило принципы и формы медицинской помощи населению — бесплатность, общедоступность, квалифицированность, профилактическая направленность, охрана материнства и детства, санитарно-противоэпидемическая служба и т. д. Подчёркивается, что охрана здоровья населения — обязанность всех государственных органов и общественных организаций. Предусмотрены меры по дальнейшему улучшению здравоохранения: продолжение строительства крупных специализированных и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с целью повышения качества медицинской помощи и более полного обеспечения населения всеми её видами; расширение сети станций скорой помощи и санитарно-эпидемиологических станций; увеличение количества больничных коек и т. д. (показатели развития здравоохранения в 1940—75 представлены в табл. 2).

Заболеваемость. Дореволюционная Россия занимала 1-е место в Европе по распространённости среди населения инфекционных болезней; не прекращались эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, кишечных инфекций, сыпного и возвратного тифов, малярии и других заболеваний, наносивших огромный ущерб здоровью населения и экономике. В 1912 зарегистрировано около 13 млн. инфекционных больных. Основной причиной высокой детской смертности были детские инфекции. Крайне неблагополучным оставалось санитарное состояние страны: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и низкий культурный уровень населения (канализация имелась лишь в 23 крупных городах; большинство населения использовало для питья воду, непригодную по бактериологическим показателям). 1-я мировая война 1914—18, Гражданская война и военная интервенция 1918—1920 создали крайне тяжёлую санитарно-эпидемиологическую обстановку. По неполным данным, с 1917 по 1922 сыпным тифом переболели около 20 млн. чел., с 1919 по 1923 возвратным тифом — около 10 млн.; за 1918—19 было зарегистрировано около 65 тыс. случаев холеры; в 1919 создалась угроза развития эпидемии натуральной оспы, возросла заболеваемость малярией и другими инфекциями. В этих условиях борьба с инфекционными заболеваниями рассматривалась как один из основных вопросов внутренней политики Советского государства. Проведённые санитарно-противоэпидемические мероприятия, улучшение жилищно-бытовых условий, благоустройство населённых мест в короткие сроки позволили резко снизить заболеваемость инфекционными болезнями, ликвидировать особо опасные инфекции. Уже в 1922 заболеваемость сыпным тифом снизилась по сравнению с 1919 более чем в 2 раза, а в 2927 — в 89 раз. После 1927 она носила Спорадический характер (некоторый подъём её в 1942—45 отмечался преимущественно на территориях, освобожденных после временной немецко-фашистской оккупации). Заболеваемость возвратным вшивым тифом к 1927 снизилась более чем в 100 раз; к 1938 она была практически ликвидирована. 10 апреля 1919 В. И. Ленин подписал декрет СНК об обязательном оспопрививании. В результате массовой противооспенной иммунизации натуральная оспа в СССР к 1936—37 была полностью ликвидирована. В дореволюционной России ежегодно регистрировалось от 5 до 7 млн. случаев заболевания малярией. В 1920 был организован Центральный институт протозойных заболеваний, в 1921 — Центральная малярийная комиссия при Наркомздраве, под руководством которой была разработана научно обоснованная программа ликвидации малярии в СССР. К 1930 заболеваемость ею снизилась по сравнению с дореволюционным периодом более чем в 3 раза. Начиная с 1963, малярия в стране не регистрируется как массовое заболевание. Значительных успехов удалось добиться и в борьбе с другими инфекционными заболеваниями: в 1971 по сравнению с 1913 заболеваемость сибирской язвой снизилась в 45 раз, брюшным тифом и паратифами — почти в 40 раз, коклюшем (1975) — в 53 раза; редкими стали дифтерия, полиомиелит, туляремия.

С 50-х гг. структура заболеваемости и причин смерти в СССР стала типичной для экономически развитых стран. Характерное распространение сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований связано, в частности, с "постарением" населения. Успехи медицины обеспечили удлинение сроков жизни больных с патологией сердца и сосудов, что способствует известному "накоплению" таких больных. Более совершенная диагностика обусловливает, в свою очередь, более полное выявление заболеваний. Наибольшее распространение имеют атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматизм. Из инфекционных болезней преобладают грипп и другие респираторные инфекции, являющиеся одной из основных причин временной нетрудоспособности. Кишечные инфекции, в частности дизентерия, как правило, не имеют эпидемического распространения. Респираторные и желудочно-кишечные инфекционные заболевания носят выраженный сезонный характер. Из детских инфекций отмечаются корь, скарлатина, коклюш, эпидемический паротит; число заболеваний постоянно снижается. В структуре несчастных случаев ведущее место занимают травмы непроизводственного характера, в ряде случаев связанные с состоянием опьянения.

Медицинские кадры. В 1913 в России было 28,1 тыс. врачей, большинство которых проживало в крупных городах. Один врач приходился на 5656 чел. Неравномерность распределения врачей приводила к тому, что население многих районов было практически лишено врачебной помощи. На территории нынешних Таджикской ССР и Киргизской ССР 1 врач приходился на 50 тыс. жит., Узбекской ССР — на 31 тыс., Казахской ССР — на 23 тыс. жит. К 1975 численность врачей увеличилась по сравнению с 1913 в 30 раз, обеспеченность ими — в 18 раз (см. табл. 1). СССР занимает 1-е место в мире по численности врачей и обеспеченности ими населения.

В дореволюционной России большинство жителей не могло пользоваться специализированной врачебной помощью, поскольку она была возможна лишь в крупных городах. В 1975 по сравнению с 1940 число терапевтов и врачей санитарно-противоэпидемического профиля выросло более чем в 4 раза, хирургов — в 6,9 раза, акушеров-гинекологов, педиатров, офтальмологов — почти в 5 раз, невропатологов — почти в 7 раз, рентгенологов и радиологов — более чем в 10 раз. Обеспеченность населения врачами-специалистами в большинстве союзных республик достигла общесоюзного уровня.

В 1913 насчитывалось 46 тыс. средних медицинских работников (в т. ч. т. н. ротных фельдшеров и повивальных бабок). К 1976 число средних медицинских работников возросло в 55 раз (см. табл. 1). Обеспеченность населения средними медицинскими работниками в некоторых союзных республиках (например, Украинской, Эстонской) выше, чем общесоюзная.

СССР занимает ведущее место в мире по выпуску врачей, фармацевтов и средних медицинских работников. В дореволюционной России 17 медицинских факультетов университетов и медицинских институтов выпускали ежегодно 900 врачей. К 1975 число студентов-медиков возросло в 36 раз, выпуск врачей — более чем в 50 раз. На территории каждой союзной республики имеются высшие и средние медицинские учебные заведения, выпуск специалистов удовлетворяет потребности населения в медицинских кадрах. Среди учащихся медицинских учебных заведений имеются представители более 100 национальностей. Создана сеть институтов и факультетов усовершенствования врачей (в 1974 было 13 институтов и 18 факультетов). Врачи проходят специализацию или усовершенствование не реже 1 раза в 3—5 лет.

Санитарно-эпидемиологическая служба. В 1913—14 санитарная организация имелась в 73 городах и 40 губерниях России, работали 257 врачей, было 28 санитарно-гигиенических лабораторий; земские санитарные бюро выполняли главным образом статистическую работу. В СССР создана единая государственная санитарно-противоэпидемическая служба. Уже в 1918 в составе Наркомздрава была организована санитарно-эпидемиологическая секция, а в отделах здравоохранения исполкомов местных Советов (с 1919) — санитарно-эпидемиологические подотделы; декретом СНК РСФСР "О санитарных органах республики" (1922) устанавливалась единая организация санитарного дела, определялись задачи, права и обязанности санитарных органов. Быстрые темпы развития санитарно-противоэпидемической организации потребовали подготовки квалифицированных кадров и расширения сети специальных учреждений. В 1936 в медицинских институтах открылись первые санитарно-гигиенические факультеты; в 1939 было утверждено положение о санитарно-эпидемиологических станциях как комплексных и ведущих учреждениях санитарно-эпидемиологической службы. К 1940 санитарно-противоэпидемическая организация охватывала свыше 12,5 тыс. врачей, 1943 санитарно-эпидемиологические станции, 1490 санитарно-бактериологических лабораторий, 787 дезинфекционных станций, пунктов, отрядов (см. табл. 2). Ликвидация последствий Великой Отечественной войны 1941—45 и экономическое развитие СССР определили новые требования к работе санитарных органов, потребовали изменения их структуры. В 1948 введена обязательная организация санитарно-эпидемиологических станций при всех территориальных органах здравоохранения (республиканских, краевых, областных, городских, районных); в 1963 принято постановление Совета Министров СССР "О государственном санитарном надзоре в СССР". Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и Положение о государственном санитарном надзоре в СССР (1973) предоставляют санитарно-противоэпидемической службе широкие полномочия по охране внешней среды от загрязнений, надзору за промышленностью, строительством, общественным питанием, водоснабжением, благоустройством, планировкой населённых мест и т. д. В СССР запрещено введение в эксплуатацию промышленных предприятий без очистных сооружений; по всем загрязнителям внешней среды установлены предельно допустимые концентрации, вошедшие в обязательные для исполнения нормы и правила; строительство любого объекта и планировка населённых мест осуществляются с соблюдением санитарных норм и правил; предписания санитарного врача обязательны для выполнения всеми государственными и общественными организациями, учреждениями и отдельными гражданами. Санитарная служба организует проведение профилактических прививок населению, осуществляет противоэпидемические мероприятия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также санитарно-карантинные меры и т. д.

Табл. 1. — Больничная сеть СССР и союзных республик; численность врачей и средних медицинских работников и обеспеченность ими населения СССР и союзных республик

СССР

Число больничных учреждений

Число больничных коек, тыс.

Число больничных коек на 10 тыс. жит.

1913

1940

1975

1913

1940

1975

1913

1940

1975

5300

13793

 

24250

207,6

 

790,9

 

3009,2

 

13,0

 

40,2

 

117,8

В том числе РСФСР

3149

8477

 

13066

 

133,4

 

482,0

1649,2

14,8

43,3

122,5

УССР

1438

2498

4122

47,7

157,6

578,3

13,6

37,7

117,8

БССР

240

514

913

6,4

29,6

107,0

9,3

32,6

114,2

Узбекская ССР

63

380

1159

1,0

20,3

145,6

2,3

30,1

103,4

Казахская ССР

98

627

1770

1,8

25,4

178,6

3,2

39,5

124,6

Грузинская ССР

41

314

500

2,1

13,3

48,0

8,0

36,0

96,9

Азербайджанская ССР

43

222

 

748

 

1,1

 

12,6

 

54,8

4,8

 

37,8

 

96,3

Литовская ССР

44

77

229

2,2

8,9

36,9

7,7

30,0

111,2

Молдавская ССР

68

109

354

2,5

6,1

42,0

12,2

24,6

109,2

Латвийская ССР

50

89

187

6,2

12,0

31,7

24,9

63,0

126,9

Киргизская ССР

6

112

263

0,1

3,8

37,4

1,2

24,1

111.2

Таджикская ССР

1

121

278

0,04

4,5

33,5

0,4

28,6

96,0

Армянская ССР

6

96

228

0,2

4,1

24,4

2,1

30,1

86,0

Туркменская ССР

13

99

270

0,3

5,6

25,8

2,7

41,6

100,0

Эстонская ССР

40

58

163

2,5

5,1

16,0

26,2

47,7

111,3

Численность врачей всех специальностей, тыс.

Численность врачей на 10 тыс. жителей

Численность средних медицинских работников, тыс.

Численность средних медицинских работников на 10 тыс. жителей

1913

1940

1975

1913

1940

1975

1913

1940

1975

1913

1940

1975

CCCP

28,1

155,3

853,2

1,8

7,9

32,7

46,0

472,0

2515,4

2,9

24,0

98,4

В том числе: РСФСР

 

15,9

 

90,8

 

468,9

 

1,8

 

8,2

 

34,8

26,0

290,4

1416,5

2,9

26,1

105,2

УССР

7,8

35,3

157,1

2,2

8,4

32,0

12,4

100,8

484,5

3,5

24,1

98,7

БССР

1,2

5,2

28,3

1,7

5,7

30,2

2,2

17,9

85,2

3,2

19,7

90,9

Узбекская ССР

0,14

3,2

36,5

0,3

4,7

26,0

0,3

12,2

108,9

0,7

18,2

77,4

Казахская ССР

0,24

2,7

39,2

0,4

4,3

27,3

0,4

12,0

130,7

0,7

18,6

91,2

Грузинская ССР

0,46

4,9

20,4

1,8

13,3

41,1

0,7

9,4

49,9

2,6

25,6

100,8

Азербайджан- ская ССР

 

0,35

 

3,3

 

16,5

 

1,5

 

10,0

28,9

0,45

 

7,5

46,5

1,9

22,5

 

81,7

Литовская ССР

0,42

2,0

11,3

1,5

6,7

34,2

0,6

2,0

30,6

2,1

6,9

92,2

Молдавская ССР

0,29

1,1

10,1

1,4

4,2

26,2

0,6

2,4

33,2

2,9

9,8

86,2

Латвийская ССР

0,64

2,5

9,8

2,6

13,2

39,2

1,2

3,6

25,5

4,8

18,7

102,1

Киргизская ССР

0,02

0,6

8,2

0,2

3,8

24,4

0,03

2,6

27,1

0,3

16,1

80,4

Таджикская ССР

0,02

0,6

7,2

0,2

4,1

20,6

0,03

2,7

21,2

0,3

17,0

60,9

Армянская ССР

0,07

1,0

9,8

0,7

7,5

34,8

0,15

2,3

21,9

1,5

17,1

77,3

Туркменская ССР

0,07

1,0

6,6

0,7

7,6

25,8

0,14

4,7

19,2

1,3

35,5

74,3

Эстонская ССР

0,53

1,1

5,3

5,6

10,0

36,8

0,8

1,5

14,5

8,8

14,1

101,2

Принятое 20 сентября 1972 постановление Верховного Совета СССР "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов" ещё более расширяет возможности санитарно-эпидемиологической службы по охране внешней среды. Это постановление, в частности, предусматривает усиление ответственности министерств, ведомств, предприятий и организаций за осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения почвы, водоисточников, атмосферного воздуха, а также за безусловное выполнение санитарно-гигиенических норм и правил; осуществление мер по предотвращению вредных выбросов в атмосферу и сбросов загрязнённых сточных вод, своевременное строительство очистных сооружений, разработку и освоение производства новых видов оборудования и приборов для газоочистки и пылеулавливания и т. д. Предусмотрено ускорение строительства и реконструкции очистных сооружений для промышленных и бытовых сточных вод, газоочистных и пылеулавливающих сооружений, расширение работы по озеленению городов и т. д.

См. также Санитарно-эпидемиологическая служба.

Больничная помощь. В дореволюционной России более трети городов не имело больниц; 26% больниц насчитывало 5 и менее коек, 53% — от 6 до 20 коек и только 21% — более 20 коек. После Октябрьской революции 1917 система больничной помощи по существу была создана заново. В 1975 чис-ло больничных учреждений по сравнению с 1913 выросло почти в 5 раз, коечный фонд — более чем в 14 раз, обеспеченность населения больничными койками — более чем в 9 раз. Темпы роста этих показателей в ряде союзных республик превышают общесоюзные (табл. 1); значительно возрос коечный фонд автономных республик и национальных округов.

Одновременно с ростом числа коек происходит и их специализация. Число т. н. общих коек снижается: если в 1940 они составляли более 15%, то в 1975 — 2,4%. Дальнейшая специализация основана на организации специализированных лечебно-профилактических учреждений, строительстве крупных многопрофильных больниц с развёртыванием в них узкопрофильных отделений. Примером может служить структура коечного фонда в учреждениях министерства здравоохранения СССР для оказания специальной хирургической помощи (табл. 3); в 1973 свыше 35% хирургических коек были специализированными. Важнейшее условие организации квалифицированной специализированной медицинской помощи — увеличение мощности лечебных учреждений. Удельный вес республиканских, краевых и областных больниц, имеющих свыше 500 коек, с 1960 по 1973 возрос с 26,9% до 50,1%; городских больниц мощностью свыше 300 коек — с 7,5% до 18,2%; сельских районных больниц мощностью свыше 100 коек — с 4% до 48,1%. Укрупнение и специализация больничных учреждений способствуют эффективному использованию коечного фонда, медицинских кадров, техники и оборудования, значит. повышению качества медицинской помощи. В большинстве республиканских, краевых и  областных больниц, а также во многих городских больницах организованы палаты интенсивного наблюдения, реаниматологические отделения, что позволяет оказывать эффективную помощь тяжело больным, спасение которых в условиях неспециализированных больничных учреждений практически невозможно.

Амбулаторно-поликлиническая помощь. Широкая сеть поликлинических и диспансерных учреждений, в которых оказывают бесплатную специализированную квалифицированную медицинскую помощь, — отличит. черта советского здравоохранения. В 1913 в крупных городах насчитывалось 1230 амбулаторных пунктов и лечебниц для оказания первичной помощи приходящим больным. В 1975 число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, возросло до 35 641. Постоянно возрастает объём врачебной амбулаторно-поликлинической помощи. Объём врачебной помощи по амбулаторным приёмам и помощи на дому увеличился по сравнению с 1940 почти в 4 раза, число врачебных посещений на 1 жителя в городских поселениях возросло по сравнению с 1955 почти на 50%. Система амбулаторно-поликлинической помощи строится по участковому принципу обслуживания. Число врачебных участков в городских поселениях возросло к 1973 по сравнению с 1965 более чем в 2 раза; если в 1955 на терапевтический участок приходилось в среднем 3,9 тыс. чел., то в 1972 на 10 тыс. городского населения выделялось 5 должностей участковых терапевтов. Расширяется объём специализированной поликлинической помощи. Увеличилось и число учреждений фельдшерско-амбулаторной помощи на промышленных предприятиях и в сельской местности.

Табл. 2. — Показатели развития здравоохранения в СССР

Расходы на здравоохранение и физическую культуру (за счёт государственного бюджета и других источников, млрд. руб.)1

1940

1975

 

1,1

 

14,6

Численность врачей всех специальностей, тыс.

155,3

835,2

Численность врачей (на 10 тыс. жит.)

7,9

32,7

Численность средних медицинских работников, тыс. чел.

472,0

2515,4

Численность средних медицинских работников (на 10 тыс. жит.)

24,0

98,4

Число высших медицинских учебных заведений, включая факультеты университетов

 

72

 

90

Численность студентов, обучающихся в высших медицинских учебных заведениях, тыс. чел.

115,9

318,3

Выпуск врачей, тыс. чел.

16,4

47,8

Число средних медицинских учебных заведений

628

Численность учащихся в средних медицинских учебных заведениях, тыс. чел.

396,6

Выпуск средних медицинских работников, тыс. чел.

131,6

Число больничных учреждений

13793

24250

Число больничных коек, тыс.

790,9

3009,2

Обеспеченность больничными койками (на 10 тыс. жит.)

40,2

117,8

Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, тыс.

36,8

35,62

Число специализиров. диспансерных учреждений

1284

3003

Число станций скорой помощи в системе министерства здравоохранения СССР (самостоятельных и входящих в состав лечебно-профи-

 

 

Число санитарно-эпидемиологических станций

1943

4754

Численность врачей санитарно-противоэпидемической группы, тыс. чел.

12,5

49,1

Численность врачей акушёров-гинекологов, тыс. чел.

10,6

49,6

Число коек для беременных и рожениц, тыс.

113,5

223,0

Число жен. консультаций, тыс.

4,5

10,2

Число гинекологических коек, тыс.

33,6

169,4

Численность врачей-педиатров, тыс.

19,4

96,3

Число детских поликлиник и амбулаторий, тыс.

4,1

11,9

Число коек для детей в больничных учреждениях, тыс.

89,7

529,3

Численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения, тыс. чел.

1953

11523

из них посещающих ясли, тыс.

781

1053

Число коек в санаториях круглосуточного пребывания, тыс.

240

504

в т. ч. в санаториях для детей

95

162

Число аптек и магазинов санитарии и гигиены в системе аптекоуправления

11111

25256

Численность фармацевтов с высшим образованием, тыс. чел.

9,5

61,9

Численность фармацевтов со средним образованием, тыс. чел.

36,2

145,5

1 Кроме ассигнований по государственному бюджету, учтены расходы государственных, кооперативных, профсоюзных и других организаций, а также отдельных предприятий и колхозов. 2 Уменьшение числа амбулаторно-поликлинических учреждений произошло за счёт объединения их с больничными учреждениями и реорганизации и укрупнения этих учреждений.

Мероприятия по охране труда и созданию наиболее гигиенических условий на производстве, организация на промышленных предприятиях медико-санитарных частей, врачебных и фельдшерских здравпунктов занимают важное место в системе народно-хозяйственного строительства. В 1973 число медицинских пунктов на предприятиях и в учреждениях выросло по сравнению с 1950 более чем в 2 раза, в том числе  медико-санитарных частей на промышленных предприятиях — почти в 2 раза, здравпунктов — почти в 3 раза. Для советского здравоохранения характерен диспансерный метод обслуживания, как в городах, так и в сельской местности. Число специальных диспансеров (включая врачебно-физкультурные) с 1940 по 1975 возросло с 1284 до 3003 (см. табл. 2). Диспансерный метод обслуживания больных и здоровых проводится также всеми амбулаторно-поликлиническими учреждениями по месту жительства и на промышленных предприятиях. Диспансерному наблюдению подлежат больные хроническими сердечно-сосудистыми желудочно-кишечными заболеваниями, туберкулёзом, новообразованиями и т. д. Расширяются массовые профилактические осмотры, в том числе и т. н. ежегодные целевые осмотры для раннего выявления заболеваний. Например, в 1975 число лиц, прошедших осмотры с целью выявления туберкулёза, увеличилось по сравнению с 1965 в 1,5 раза; по выявлению злокачественных новообразований — в 1,8 раза. Лечебно-профилактические учреждения и специальные врачебно-физкультурные диспансеры осуществляют контроль за состоянием здоровья спортсменов.

В дореволюционной России лишь в 9 городах были учреждения, которые условно можно назвать станциями скорой помощи. В СССР создана сеть городских и районных станций скорой помощи, число которых в 1975 составило 397З. Они оснащены специализированными машинами с аппаратами и приспособлениями для переливания крови и искусств. дыхания, электрокардиографами и т. п., что позволяет проводить срочную диагностику и оказывать экстренную помощь при угрожающих жизни состояниях (инфаркт миокарда, шок, отёк лёгкого, отравления и др.). В работе станций санитарной авиации при республиканских, краевых и областных больницах участвуют специалисты научно-исследовательских институтов и кафедр высших медицинских учебных заведений.

См. Диспансеризация, Скорая медицинская помощь, Авиация санитарная.

Табл. 3. — Структура хирургического коечного фонда учреждений Министерства здравоохранения СССР (1973)

Количество коек

в абсолютных числах, тыс.

в % к общему числу хирурги- ческих коек

Всего хирургических коек, в том числе в специализированных учреждениях и отделениях многопрофильных лечебно-профилактических учреждений:

 

 

 

395,3

 

 

 

100,0

травматологических

69,8

17,6

урологических

27,5

7,0

нейрохирургических

11,5

2,9

ортопедических

10,1

2,7

стоматологических

7,0

1,8

торакальной хирургии

5,7

1,4

ожоговых

3,9

1,0

сердечно-сосудистой хирургии

4,2

1,1

Санаторно-курортное лечение. В дореволюционной России имелось 60 санаториев на 3 тыс. мест. Курортное лечение практически было недоступно трудящимся. После Октябрьской революции 1917 национализированные курорты и лечебные местности переданы для лечения трудящимся. Созданы новые курорты; число санаториев круглосуточного пребывания увеличилось в 1975 по сравнению с 1913 в 39 раз, количество коек в них — в 168 раз. На территории СССР имеются все основных группы курортов: бальнеологические (Кавказские Минеральные Воды, Боржоми, Белокуриха, Друскининкай, Трускавец и др.), грязевые (курорты Одессы, Евпатории, Саки и др.) и климатические (курорты Южного берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа, Рижского взморья и др.). На 1 января 1976 было около 400 курортов, 2,4 тыс. санаториев и пансионатов с лечением на 504 тыс. мест, 6203 дома и баз отдыха и пансионатов на 828 тыс. мест. Многие санатории превратились в крупные специализированные  лечебно-профилактические учреждения. Путёвки в санатории распределяются профсоюзными организациями, показания к лечению в них определяются  лечебно-профилактическими учреждениями; более 50% путёвок выдаются рабочим и служащим за счёт средств социального страхования с оплатой 30% стоимости или за счёт бюджета здравоохранения бесплатно.

См. также Курорты, Бальнеотерапия, Грязелечение, Климатотерапия.

Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям. Советское государство всегда рассматривало охрану материнства и детства и обеспечение женщине возможности для сочетания производств. и общественной деятельности с материнством и воспитанием детей как важную государственную задачу. Специальное законодательство предусматривает охрану труда женщины, особенно в период беременности. По советскому трудовому законодательству беременные не привлекаются к сверхурочным и ночным работам, а при необходимости переводятся на более лёгкий труд; женщине предоставляется оплачиваемый отпуск по беременности и родам на 112 календарных дней (по 56 дней до и после родов); в случае рождения двух и более детей или при осложнённых родах послеродовой отпуск увеличивается до 70 дней. Государственным бюджетом предусмотрены ассигнования на выплату пособий матерям и на лечение детей. Размеры этих ассигнований постоянно растут: в 1975 по сравнению с 1940 они увеличились в 14 раз; расходы на обслуживание детей в яслях, садах, пионерских лагерях и других учреждениях внешкольной работы с детьми — более чем в 13 раз.

В дореволюц. России было 7,5 тыс. коек для беременных и рожениц. В 1913 лишь 5% родов проходили в стационаре. Акушерскую помощь оказывали преимущественно акушерки и повивальные бабки. За годы Советской власти создана сеть женских консультаций, родильных домов, акушерско-гинекологических отделений в больницах, а в сельской местности — сеть колхозных родильных домов и фельдшерско-акушерских пунктов. Полностью решена проблема обеспечения всех женщин стационарным родовспоможением. Количество коек для беременных и рожениц в 1975 увеличилось по сравнению с 1940 со 147,1 тыс. до 223 тыс.; во многих городах организованы специализированные отделения патологии беременности. Организация дородового наблюдения и патронажной помощи беременным женскими консультациями, обеспечение всех рожениц и родильниц квалифицированной медицинской помощью способствовали значительному снижению материнской смертности, мертворождённости и смертности новорождённых. Рост числа врачей акушёров-гинекологов, числа коек для беременных, рожениц и гинекологических больных, числа женских консультаций и детских поликлиник характерен для всех союзных республик. Например, число гинекологических коек в 1975 по сравнению с 1940 увеличилось в Узбекской ССР с 634 до 4703, в Казахской ССР с 546 до 8281, в Латвийской ССР с 272 до 1729.

Советское государство проявляет особую заботу о здоровье и воспитании детей. Охрану здоровья детей осуществляют детские лечебно-профилактические учреждения: больницы, поликлиники, детские отделения общих больниц, санатории, ясли-сады, отделения школьной гигиены санитарно-эпидемиологических станций и др. В 1975 по сравнению с 1913 число коек для детей в больничных учреждениях возросло с 750 до 529,3 тыс.; число детей в постоянных детских учреждениях — с 5,4 тыс. до 11 млн. 523 тыс., т. е. более чем в 2 тыс. раз.

Ведущую роль в медицинской помощи детям играет детская поликлиника-амбулатория. Впервые в мире введена система диспансерной помощи детям, которая осуществляется врачами-педиатрами и патронажными сестрами. Интенсивно развивается специализированная педиатрическая помощь: в детских больницах и поликлиниках организованы отделения хирургии, невропатологии, психиатрии и др. Число детских санаториев в 1975 по сравнению с 1913 возросло с 14 до 1219, т. е. в 87 раз, а коек в них — почти в 542 раза; коечный фонд детских санаториев составляет 32% всех санаторных коек. Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями растет во всех союзных республиках. Обслуживание детей всё более дифференцируется, создаются ясли с удлинённым днём работы или круглосуточные, совершенствуются методы оздоровит. и воспитат работы.

См. Охрана здоровья детей и подростков, Охрана материнства и детства.

Аптечное дело. В дореволюционной России аптеки находились в руках частных владельцев; в городах на 1 аптеку приходилось 10,8 тыс. жит.; в сельской местности (в современных границах Европейской части СССР) — 119,5 тыс. жит., на территории Средней Азии — 436,4 тыс. жит. В 1975 по сравнению с 1914 число аптек выросло с 4932 до 25 426, т.е. в 5 раз; аптечная сеть союзных республик обеспечивает потребность их населения в лекарств, помощи. В малонаселённых районах при врачебных и фельдшерско-акушерских пунктах организованы аптечные пункты. Количество лекарств, отпущенных из аптек в 1973, по сравнению с 1914 увеличилось более чем в 50 раз. Аптеки укомплектованы квалифицированными кадрами специалистов с высшим и средним специальным образованием, число которых в 1973 по сравнению с 1914 выросло более чем в 16 раз.

Международное сотрудничество в области здравоохранения. Опыт СССР в области охраны народного здоровья оказывает влияние на постановку дела здравоохранения во многих странах. Принципы советского здравоохранения используются другими социалистическими странами. СССР активно участвует в качестве члена-учредителя в деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Более 150 советских учёных — члены экспертно-консультативных комитетов ВОЗ. Многие советские специалисты работают в штаб-квартире ВОЗ и её региональных бюро. Министерство здравоохранения СССР, АМН СССР и советские научно-медицинские общества участвуют во многих международных медицинских ассоциациях. СССР оказывает помощь развивающимся странам в строительстве больниц, создании национальной фармацевтической промышленности, проведении мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями, подготовке врачей-специалистов и т. д. Например, СССР построил и передал в дар крупный госпиталь в Гвинее; с помощью СССР построены фармацевтические заводы в Ираке, завод антибиотиков, предприятия по производству синтетических лекарств, хирургического инструментария в Индии и т. д. Большая помощь оказывается развивающимся странам в области подготовки национальных медицинских кадров. Наряду с обучением студентов из этих стран в медицинских институтах СССР кадры медиков готовит медицинский факультет университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в Москве; готовятся также специалисты для фармацевтической промышленности этих стран. В 1973 в СССР обучалось свыше 2500 студентов-медиков из 100 государств.

Делегации советских врачей ежегодно участвуют в международных медицинских конгрессах, съездах и конференциях. В СССР также проводятся международные съезды по актуальным проблемам современной медицинской науки. Так, за 1966—73 проведено более 70 семинаров, симпозиумов и курсов ВОЗ, международные конгрессы хирургов, геронтологов, фтизиатров и др.

Особенно плодотворно сотрудничество с другими социалистическими странами: расширяется взаимное использование передового опыта в области охраны здоровья, обсуждаются ведущие проблемы теоретической и практической медицины, определяются пути прогрессивного развития национальных служб здравоохранения. Большую роль в решении этих задач играют регулярные совещания министров здравоохранения социалистических стран. Сотрудничество социалистических стран предусматривает также координацию научных исследований и взаимную помощь в их осуществлении, широкий обмен информацией, совместные подготовку, усовершенствование и деятельность специалистов в международных организациях.

СССР заключил соглашения с США, Великобританией, Францией, Италией, Финляндией и другими странами о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки, предусматривающие взаимный обмен делегациями и специалистами, информацией и медицинской литературой, предоставление учёным возможности работать в различных научных учреждениях и лабораториях, приглашение ведущих специалистов для чтения лекций, организацию и участие в работе съездов, конгрессов, симпозиумов, проведение совместных исследований, в частности по проблемам охраны окружающей среды, сердечно сосудистых заболеваний и их профилактики (включая вопросы хирургического лечения болезней сердца и магистральных сосудов), трансплантации органов и тканей, онкологии, медико-биологическим аспектам освоения космического пространства и др.

Большую международную работу ведёт также Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения преследует гуманнейшие цели — охрану здоровья народов мира, предупреждение и ликвидацию наиболее опасных и распространённых заболеваний.

См. соответствующий раздел в статьях о союзных и автономных республиках в томах БСЭ, а такжеЗдравоохранение, Профилактика.

  Б. В. Петровский, П. Н. Бургасов, И. П. Лидов, А. М. Сточик.