logo search
Уч / Уч

10.2. Переход к рыночным отношениям – условие преодоления кризисных явлений в экономике

Программа исходила из того, что в условиях рынка управлять поведением экономических субъектов, т.е. предприятий и предпринимателей, можно, лишь опираясь на их интерес, а не на директивы и указания сверху.

Благоприятные и выгодные для предпринимателей условия хозяйствования создаются, если в их деятельность никто не вправе вмешиваться, когда эта деятельность проходит в рамках законов. Поэтому должны быть приняты законы, четко очерчивающие рамки деятельности экономических субъектов. При этом функции государства должны сводиться к налогам и гарантиям. Только так, обеспечив экономический интерес производителей, правовую стабильность, можно обеспечить экономический рост. Это главная цель Программы по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям.

Для достижения этой цели, как предусматривала Программа, должны были быть реализованы:

  1. Приватизация и разгосударствление собственности.

  2. Стимулирование деловой активности.

  3. Защита экономических прав и свобод от негативных внешних воздействий.

  4. Бюджетно-финансовая политика и кредитно-денежная система.

  5. Социальная защита населения и некоторые другие.

Эти положения Программы перехода к рынку закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В ее статье 8 говорится:

1. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Основой экономики любой системы, многообразия организационных форм производства является собственность, ее многообразие или однообразие. Если в командной системе собственность и предприятия являются государственными, то в рыночной экономике они приобретают многообразные формы – индивидуальная частная, коллективная, государственная.

Весной 1991 г. был принят Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», а в августе 1992 г. – Указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ». На основе этого Указа началось крупномасштабное мероприятие, направленное на ускорение создания рыночной экономики путем массовой приватизации на основе использования приватизационных чеков – ваучеров.

В результате ваучерной приватизации до 1993 г. были переданы в частную и коллективную собственность десятки тысяч промышленных предприятий, предприятия торговли и общественного питания, ателье и мастерские бытового обслуживания и т.д., что послужило основой вывода о том, что в стране появился слой массовых собственников.

Продолжающаяся поныне приватизация осуществляется в виде продажи имущества предприятий на аукционах, инвестиционных и коммерческих торгах, иными словами, в современных условиях приватизация не чековая, а денежная. Результаты ее оцениваются по деньгам, вырученным от реализации собственности.

Рыночные отношения, как известно, немыслимы без рыночных цен, уравновешивающих спрос и предложение. Поэтому вместе с приватизацией и акционированием собственности, созданием условий для активной хозяйственной деятельности всем собственникам менялись существующие системы цен и практика ценообразования.

19 декабря 1991 г. правительство РСФСР приняло постановление «О мерах по либерализации цен». В нем говорится: «Предприятиям и организациям, другим юридическим лицам, расположенным на территории РСФСР, независимо от подчиненности и форм собственности применять со 2 января 1992 г. на всю продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции производить по свободным (рыночным ценам). Вместе с тем в постановлении предусматривались предельные коэффициенты повышения цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, имеющие важную социальную значимость. В частности, предельные размеры повышения цен и тарифов на основные потребительские товары (услуги), реализуемые населению, от 2 до 5 раз. Например, на хлеб – 3 раза, молоко, кефир – 3 раза, сахар – 3,5, услуги пассажирского транспорта – 2, услуги связи – 3 и т.д.

Широкое развитие получила рыночная инфраструктура. Она создавалась на основе соответствующих законов и представлена сетью предприятий розничной торговли, посреднических предприятий, бирж, ярмарок, центров оптовой торговли, аукционов, кредитных учреждений, страховых и транспортных фирм, сетью информации и других, обслуживающих рынок структур.

Важнейшим условием перехода России к рынку явилось реформирование всей кредитной системы. Без этого, как учит мировая практика, рынок немыслим. В 1992 г. были приняты Законы «О Центральном Банке России», «О банках и банковской деятельности». Банковская система, состоящая из Центрального Банка России, национальных банков республик в составе РФ и коммерческих банков, должна привлекать денежные средства и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности и т.д.