logo search
Курс лекций от Мазуркевича

Тема 11. Рынки факторов производства

В предыдущих темах мы рассматривали вопросы функционирования рынков готовой продукции. В данной теме мы должны проанализировать рынки факторов производства.

Для производства товаров и услуг фирмы должны приобретать различные ресурсы. На рынках ресурсов покупателями являются фирмы, а продавцами - фирмы и домохозяйства. Домохозяйства продают фирмам, принадлежащие им первичные производственные ресурсы: труд, землю и капитал. Фирмы продают друг другу товары /лес, металл зерно и т.п./, необходимые для производства других товаров. Такие товары называются промежуточными. Рынки ресурсов являются неотъемлемой частью кругооборота товаров и услуг. От эффективности работы рынков ресурсов зависит оптимальность использования самих ресурсов, устойчивость всей экономики.

В основе функционирования рынков ресурсов лежат те же принципы, что и в основе рынков конечных товаров.

Любая фирма выходит на различные виды рынков:

I/ на рынки потребительских товаров и услуг и

2/ на рынки факторов производства. Эти рынки взаимосвязаны друг с другом и зависят друг от друга. На рынке товаров и услуг фирма выступает в качестве продавца товаров, который стремится продать свои товары, как можно дороже. Продавцы со своими товарами на рынке формируют предложение. При низкой цене продавцов на рынке мало, ибо в этих условиях невозможно получить большой доход. Высокая цена, наоборот, заставляет фирму увеличить свое производство, и на рынке появляются новые продавци.

На рынке факторов производства фирма выступает в качестве покупателя, носителя спроса. Как покупатель фирма заинтересована дешевле купить факторы производства. При низкой цене на факторы производства наблюдается высокий спрос и соответственно осуществляется большее количество продаж.