logo search
ЭГСМ МУ семинар

Методические особенности проведения

Определяющее значение для всего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, что методика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет свои особенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлении рабочего плана. Однако есть и некоторые общие положения, применимые для всех семинаров.

Все методические трудности в проведении семинарских занятий сводятся по существу к организации на занятии творческой дискуссии и управлению ею так, чтобы привести участников к достижению цели изучения темы.

На дискуссии разрешаются проблемы оптимального соотношения между глубиной обсуждаемой проблемы и количеством вопросов, выносимых для обсуждения. Именно в дискуссии невозможен формальный словесный отчет о прочитанном, а обязательно требуется высказывание плодов собственных раздумий, которые, сталкиваясь с оригинальными мыслями других участников дискуссии, и вызывают дискуссию. Именно дискуссия может разговорить «молчальников», ибо заденет их за живое, способна вызвать у любого желание возразить кому-то или поддержать наиболее близкие ему суждения.

И наконец, дискуссия позволяет в интересах лучшего усвоения использовать даже ошибочные или явно неправильные, тенденциозные высказывания: не поправлять их самому преподавателю (это будет по-школярски), а сделать предметом дискуссии («Высказана такая-то мысль. Есть ли на этот счет другие мнения?».

Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя:

 - значение имеет тема для деятельности слушателей;

 - какие вопросы нужно обсудить глубже, чтобы понять теорию и научиться ею пользоваться в жизни.

 - порядок семинара: выступать по основным и дополнительным вопросам; как строить выступление (коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами из сказанного)

2. Предоставить слово одному из слушателей.

3. Внимательно слушать и следить за содержанием речи и ее аргументированностью.

4. Если речь по содержанию и аргументированности удовлетворяет, то продолжать до 3-5 мин. Ограничение времени выступления исключает чтение конспекта, приучает говорить по существу, а при подготовке лучше обдумывать материал.

5. Если речь по содержанию не самостоятельна (читает печатный текст или конспект), не аргументирована, то прервать ее вопросом. Вопрос должен быть обращен к содержанию уже сказанного в выступлении. Например: "Почему Вы утверждаете, что…", "Можно ли объяснить сказанное…".

6. Если на вопрос отвечает правильно и кратко, то дать продолжить выступление.

7. Если на вопрос не мог ответить, то прекратить выступление, а вопрос обратить ко всей группе.

8. Если вся группа не находит правильного ответа, то вопрос "раздробить", конкретизировать.

9. Если один или несколько человек ответили верно вопрос, то дать слово другому слушателю (по этому и следующему вопросу плана семинара).

10. После окончания выступления спросить группу: нет ли вопросов, дополнений, уточнений, поправок, возражений по существу обсуждаемого вопроса?

11. Если нет желающих, то самому руководителю семинара поставить дополнительный (уточняющий или дискуссионный) вопрос, обращенный ко всем.

12. Если есть вопрос из аудитории, то обратить его ко всем и предложить высказаться желающим.

13. Если есть желающие высказаться, то дать им слово. На дополнительные вопросы целесообразны выступления по желанию, а не по принудительному вызову, ибо иначе снизится активность, все привыкнут к вызовам и не будет желающих.

14. Если группа не сумела правильно ответить на дополнительный вопрос, то дать ответ на него самому и сделать вывод.

15. Если выступление не по существу, то прервать его вопросом.

16. После обсуждения первого основного вопроса плана семинара сделать вывод, поставить второй основной вопрос и предоставить слово одному из слушателей.

17. После того, как будут обсуждены все вопросы плана семинарского занятия или истечет время занятия, подвести итог:

- оценить степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения;

 - оценить качество выступлений слушателей;

- поставить задачу на дальнейшую самостоятельную работу по недостаточно усвоенным вопросам.

Если к семинару студенты не готовили докладов, то преподаватель обычно предлагает выступить желающим. Но на случай отсутствия таковых необходимо заранее наметить, кого следует вызвать в обязательном порядке. Если же выступить захотели несколько студентов, рекомендуется предоставить слово слабейшему из них. Когда первым выступает сильный, хорошо подготовленный студент, то его исчерпывающий ответ может исключить всякую активность по обсуждаемому вопросу. Выступление же слабого или среднего студента всегда оставляет место для дополнений и уточнений, а это необходимое условие активности других студентов.

В ходе первого выступления нужно:

а) внимательно следить за речью студента, запоминая или записывая ее достоинства и недостатки;

б) не исправлять допущенные студентом в ходе ответов недостатки и ошибки, кроме произношения отдельных слов, однако, если он отклоняется от существа вопроса, следует направить его выступление в нужное русло;

в) не допускать, чтобы первое выступление было очень долгим, иначе может рассеяться внимание остальных;

г) напоминать присутствующим, чтобы они сосредоточенно слушали своего сокурсника и записывали, по поводу чего сами будут выступать на семинаре.

После того как первый студент закончит свое выступление, не рекомендуется задавать ему возникшие дополнительные вопросы, их следует ставить перед всей группой. Перед тем как сформулировать вопрос, представляется не лишним привлечь внимание группы, обратившись к ней, примерно, с такими словами: «Вопрос всей группе...».

Постановка ряда вопросов необходима и тогда, когда никто не выражает желания дополнить предыдущее выступление. Если же такие студенты есть, им следует предоставить возможность выступить так, как они хотят. Это позволяет видеть, насколько внимательно группа слушала первого оратора, и в то же время повышает общую инициативу.

В ходе семинара необходимо следить, чтобы не было повторений в ответах, отмечать, какие из пробелов, допущенные в первом выступлении, устранены. Затем следует поставить перед группой те вопросы, которые были упущены всеми или неверно освещены. Если же по ним не найдется желающих выступить, то можно вызвать, для ответа конкретных студентов.

Труднее организовать активное обсуждение темы, когда группа слабо подготовлена. В таких случаях преподаватель вынужден сразу давать наводящие вопросы, и успех семинара во многом зависит от того, насколько умело это будет сделано.

Дополнительные вопросы не только должны быть четкими и ясными, но и вызывать у студентов стремление высказаться. С этой целью очень полезно развернуть дискуссию, для чего обратиться к аудитории и спросить, все ли согласны с каким-либо неверным (а иногда и верным) положением, нет ли другого мнения по этому поводу. Иногда предложение высказаться можно адресовать конкретным студентам. Элементы дискуссии значительно оживляют семинар.

Подводя итоги семинара и оценивая выступления студентов, следует исправить допущенные ими ошибки, указать недостатки, но сделать это так, чтобы мотивировать желание выступать на следующем семинаре. Особый такт нужен в отношении слабых студентов или тех, кто предпочитает отмалчиваться. Если своевременно отметить, пусть даже небольшой, прогресс в их знаниях или умении излагать свои мысли, если осторожно и в известной мере «авансом» похвалить, это укрепит их веру в свои силы, повысит дальнейшую активность.

По окончании семинара преподаватель нередко выставляет оценки не только за основные выступления, но и за дополнения к ним. Не рекомендуется при этом отмечать посредственные или даже плохие знания студентов, проявивших инициативу на занятии. Целесообразнее поставить хорошие и отличные оценки лишь тем, кто в процессе ответов на дополнительные вопросы показал глубокое знание учебного материала.