logo search
Уч / Уч

9.4. Валютный курс

В международной торговле используются различные национальные валюты, которые в определенных соотношениях обмениваются одна на другую на валютных рынках.

Термин «валюта» (от итальянского valute – цена, стоимость может использоваться в двояком смысле: как денежная единица страны и как денежные знаки иностранных государств. В более строгом определении под валютой понимается особый способ использования национальных денег в международном платежно-расчетном обороте.

Обменный курс валют (валютный курс) отражает стоимость национальной валюты на мировом рынке. В качестве цены, выраженной в иностранной валюте, этот курс имеет первостепенное значение для масштабов внешнеторговых операций. Принципы ценообразования на валютных рынках устанавливает правительство страны путем выбора соответствующей системы обменного курса. При этом различают свободный (гибкий, плавающий) и твердый (фиксированный) валютный курс.

При свободном формировании обменного курса изменения в соотношении обмена (ревальвация / девальвация) происходят без государственного вмешательства на валютном рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения на валюту. Если при этом эмиссионный банк в ограниченной мере вмешивается с целью недопущения сильных отклонений в колебаниях курса и устанавливает пределы свободных колебаний курса, то говорят о «валютном коридоре». Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, то Центральный банк проводит интервенции: приближение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностранную валюту или золото и наоборот. В случаях с твердыми валютными курсами для изменения паритетов требуется политическое решение, которое необходимо тогда, когда на рынке валют создается продолжительное неравновесие.

Валютные курсы можно классифицировать также по другим признакам:

  1. способ расчета: паритетный, фактический;

  2. вид сделок: срочных сделок, СПОТ – сделок, СВОП – сделок;

  3. способ установления: официальный, неофициальный;

  4. отношение к паритету покупательной способности валюты: завышенный, заниженный, паритетный;

  5. отношение к участникам сделки: курс покупки, курс продажи, средний курс;

  6. по способу продажи: курс наличной продажи, курс безналичной продажи, оптовый курс обмена валют, банкнотный;

  7. по учету инфляции: реальный, номинальный.

Реальный валютный курс – относительная цена товаров, произведенных в двух странах; можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.

Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны.

Зависимость между номинальным и реальным обменным курсом имеет вид

Er = En .

цена товара, произведенного в данной стране (в национальной валюте) .

цена этого же товара, произведенного за рубежом (в иностранной валюте)

Чем ниже реальный обменный курс, тем дешевле отечественные товары и выше чистый экспорт.

Все факторы, влияющие на величину валютного курса, можно подразделить на структурные действующие, действующие в долгосрочном периоде и конъюнктурные, вызывающие краткосрочное колебание валютного курса.

К структурным факторам относятся:

- конкурентоспособность товаров данной страны на мировом рынке и ее изменение;

- состояние платежного баланса страны;

- покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции;

- разница процентных ставок в различных странах;

- государственное регулирование валютного курса;

- степень открытости экономики.

Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами, такими как:

- деятельность валютных рынков;

- спекулятивные валютные операции;

- прогнозы;

- цикличность деловой активности в стране;

- кризисы, войны, стихийные бедствия.

Изменения валютных курсов отражаются на экспорте и импорте и оказывают, таким образом, влияние на занятость, рост и уровень цен в народном хозяйстве.

Ревальвация затрудняет экспорт и стимулирует импорт. Поэтому она может способствовать тому, чтобы сдерживать быстрый подъем деловой активности. С другой стороны, ревальвация усиливает тенденции спада.

Девальвация, напротив, стимулирует экспорт и затрудняет импорт. Увеличивается производство и занятость на внутреннем рынке, и это обстоятельство может оживить конъюнктуру и преодолеть экономический спад.

Согласно концепции паритета покупательной способности, международная конкуренция постепенно ведет к выравниванию внутренних и зарубежных цен на товары и услуги, участвующие в международной торговле. Если инфляция в данной стране превосходит темп инфляции за границей, то, при прочих равных условиях, национальная валюта будет иметь тенденцию к удешевлению. Согласно данной концепции, валютный курс всегда изменяется ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах.

Использование теории паритета покупательной способности для прогнозирования динамики номинального обменного курса дает реалистичные результаты в долгосрочном периоде (начиная от 10 лет при отсутствии резких скачков цен).