logo search
Уч / Уч

Рост национального дохода, производительности труда и реальных доходов за 1966-1985 гг.1

Пятилетки

VIII

(1966-1970 гг.)

IX

(1971-1975 гг.)

X

(1976-1980 гг.)

XI

(1981-1985 гг.)

Среднегодовые темпы роста НД

7,2

5,1

3,9

3,1

Среднегодовые темпы роста производительности труда

6,8

4,6

3,2

3,1

Среднегодовые темпы роста реальных доходов

6,6

4,8

4,4

4,2

Данные таблицы показывают неуклонное падение темпов роста как производства, так и жизненного уровня населения. И в стране принимались меры по преодолению такой динамики. Осуществлялись анализ сложившейся ситуации, уточнения текущих и долговременных целей, путей их достижения, применения новых форм организации производства и его стимулирования. Но все это делалось в рамках командной системы. Достаточно вспомнить решения пленумов и съездов коммунистической партии Советского Союза. Так, в 1957 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление «О переходе к территориальному принципу управления экономикой», в 1965 г. – «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании пла- нирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» и др.

XXVII съезд КПСС (март, 1986 г.) принял постановление «Об ускорении социально-экономического развития страны». Как говорится в документе, эта задача может быть выполнена на основе перестройки методов управления общественными процессами, хозяйственного механизма, мышления и настроения людей в духе понимания цели ускорения социально-экономического развития страны и активной борьбы за него.

Однако, несмотря на принимаемые меры, процесс ухудшения экономической ситуации шел не только по нарастающей, но и расширялся. Постепенно он охватил финансовую сферу, сферу денежного обращения, доходы и расходы населения, потребительский рынок. Так, дефицит государственного бюджета в 1989 г. составил 91,8 млрд руб., что равняется приблизительно 10 % ВНП против 3-4 % в нормально развивающейся рыночной экономике.

В этих условиях для финансирования расходов бюджета, т.е. для покрытия его дефицита, государство встало на путь привлечения средств из ресурсов Госбанка СССР. Это вызывало нарастание государственного внутреннего долга. Так, в 1985 г. он составил 141,6 млрд руб., а в 1988 г. – 311,8 млрд руб., в 1989 г. – 398,2 млрд руб. Эмиссия наличных денег в 1989 г. достигла 18 млрд руб. по сравнению с 4 млрд руб. в 1985 г. Рубль начал резко обесцениваться и постепенно перестал выполнять функцию средства обращения.

Не менее разрушительную роль играло и нарастающее расхождение между денежными доходами и расходами населения. Результатом этого являлись быстрый рост неудовлетворенного спроса населения (дефицит) и диспропорции, складывающиеся на потребительском рынке. При этом значительная часть денежных доходов накапливалась на руках у населения, вместо того, чтобы использоваться для оплаты товаров и услуг. Такой высокий рост денежных доходов населения, не подкрепленный приростом товаров и услуг, – главная причина несбалансированности рынка и растущей инфляции. Из оценки ситуации следовало, что экономика страны ближе подходит к той грани, за которой нужно будет говорить уже не об экономическом кризисе, а о катастрофе.

В этих условиях стало совершенно очевидным, что для преодоления кризиса необходим переход к рынку, создание соответствующих ему структур, включая многообразие видов и форм собственности, организацию предпринимательства, реорганизацию финансовой системы, кредитного дела, введение соответствующей рынку системы налогов и т.д. Распад СССР и образование суверенных государств ускорили его переход к рынку, эффективность которого доказана мировым опытом. Так была разработана и «Программа по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям», о чем говорилось выше.