6.4. Денежный рынок. Основные концепции
спроса и предложения денег
На денежном рынке, как и на любом другом, функционируют его субъекты, есть предложение и спрос, есть объект сделок и отношения конкуренции. Денежный рынок можно определить как совокупность рыночных институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения денег и спроса на них.
Субъекты денежного рынка – все банки страны, предприятия (в многообразии организационных форм), государственные финансовые учреждения, различные финансовые организации, индивиды. Все они одновременно могут выступать и как заемщики, и как кредиторы, персонифицирующие спрос на деньги и предложение денег через посредника.
Объект взаимодействия субъектов денежного рынка – деньги. Купля-продажа денег имеет некоторые особенности в сравнении с куплей продажей товаров. Деньги не продаются в привычном смысле, они обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной, как правило, в единицах процентной ставки.
Анализ спроса на деньги подтверждает товарную природу денег и углубляет наши знания о сущности и функциях денежного рынка. Понятие спроса на деньги трактуется экономистами неодинаково. Одни экономисты понимают его только как желание иметь деньги в запасе. Другие включают в него спрос и на те деньги, которые индивид хочет истратить на текущие расходы, и на те, которые он желает иметь в запасе в целях будущих возможных трат.
Спрос всегда конкретен. Определенные субъекты предъявляют спрос на определенные компоненты денежной массы. Есть и общее понятие совокупного спроса как категории макроэкономического уровня, включающего текущий и трансакционный спрос. Величина первого определяется объемом текущих сделок в денежных ценах, второго – количеством денег, которое предприятие и индивиды хотят иметь в запасе для возможных сделок в будущем. Спрос на деньги можно различать как потребительский и как инвестиционный.
Особенно интересен и плодотворен анализ спроса на деньги на микроэкономическом уровне. Начало ему положил кембриджский вариант количественной теории денег – теория кассовых остатков А. Маршалла, А. Пигу и др. Центральное место в их концепции, не в ущерб основной идее количественной теории денег, заняло понятие «желаемые кассовые остатки», что означает ту часть дохода, которую хозяйствующий субъект желает хранить в денежной форме. Оказывается, что деньги представляют собой интерес для владельца с точки зрения не только их движения (для осуществления сделок), но и их накопления.
Этот вывод важен для развития теории денег, в том числе для признания товарной природы денег. Дело в том, что деньги как средство обращения, обслуживая движение товарной массы, постоянно остаются в обращении. И только деньги как товар могут выпадать из сферы обращения и накапливаться.
Спрос на кассовые остатки объясняется двумя факторами – удобством обладания деньгами как всеобщим покупательным средством и ролью денег как страхового резерва на случай непредвиденных обстоятельств. Размеры накапливания денег, т.е. решение, в каком соотношении разделить свой доход на эти две части (для текущих расходов и для накопления), увязываются с мотивом поведения, желанием хранить. Здесь наблюдаются следующие зависимости: чем выше доход, тем большая его часть сберегается и тем меньшая – расходуется; чем меньше у хозяйственного субъекта сбережений, тем больше его текущий спрос и тем большая часть дохода расходуется.
Растущий текущий спрос на деньги в ущерб сбережениям может быть и следствием инфляции, и одной из ее причин.
Ситуация, когда при высоком уровне доходов и сбережений неизбежно падение текущего спроса на деньги и уменьшение расхо- дов на потребление, вполне реальна и может иметь следствием сокращение объема производства, занятости и доходов. В этих условиях необходимо сократить предложение денег, «оттянуть» часть денежной массы, находящейся в руках у индивидов, «заставить» их обратить часть своих сбережений на текущий спрос, что окажет стимулирующее воздействие на развитие производства. Сделать это может только государство.
Деньги в этой концепции рассматриваются как средство обращения и сбережения. Основная идея количественной теории денег выражается в предложенной А. Пигу формуле, известной как кембриджское уравнение
М = rRP,
где М – количество денег; R – общая величина производства; Р – цена произведенной продукции; RP – сумма денежных доходов, эквивалентная конечному продукту; r – часть RP, которую хозяйственные субъекты предпочитают хранить в виде наличности.
Уравнение отражает вывод о том, что спрос на кассовые остатки зависит от сделок по обмену конечного продукта на доходы, т.е. от величины суммы товарообменных сделок, что роднит этот подход с позицией И. Фишера (см. стр. 119).
Бесспорно, теория кассовых остатков в свое время означала новый подход к изучению денег, включив в экономический анализ элементы психологии хозяйствующих субъектов.
Графически эта модель представлена на рис. 6.5.
PМS
P2 2
P1 1
0 M
Рис. 6.5. Зависимость спроса на деньги от уровня цен
Чем выше уровень цен, тем больший спрос предъявляется на деньги. Денежный рынок находится в равновесии в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда цены устанавливаются на уровне Р2. Если же общий уровень цен снизится до величины Р1, то возникает избыточное предложение денег, равное -. В таком случае деньги обесцениваются и происходит повышение цен, приближающее их к уровнюР2.
Наклон кривой спроса на деньги (0) зависит от уровня ВНП (Y), который фиксирован в условиях полной занятости.
Данные рассуждения относятся к одному из видов спроса, к так называемому спросу на деньги со стороны сделок, который, как было показано выше, зависит от уровня цен и стоимости ВНП. Однако в кейнсианской теории, помимо спроса на деньги со стороны сделок, был выделен еще один вид спроса – спрос на деньги со стороны активов, возникающий под воздействием спекулятивного мотива и мотива предосторожности.
Теория предпочтения ликвидности Кейнса продолжает и развивает идею мотивационного подхода к проблеме накапливания денег, называя три его мотива:
трансакционный;
предосторожности;
спекулятивный.
Первые два мотива отражают роль денег как средства обращения и платежа и лежат в основе трансакционного спроса на деньги. Величина его, при стабильности скорости денег, зависит только от суммы товарообменных сделок, или дохода. Спекулятивный мотив, т.е. мотив получения наибольших выгод, рождает спекулятивный спрос на деньги, являющийся функцией нормы процента. Известны различные способы размещения сбережений – в форме наличных денег, ценных бумаг и даже материальных ценностей. Выбор того или иного способа зависит от динамики нормы процента и цен (курсов) этих финансовых активов. При низком уровне процента спрос на деньги высокий.
Таким образом, спрос на деньги можно разделить на две части:
,
где - cпрос на деньги со стороны сделок;- спрос на деньги со стороны активов;- рыночная процентная ставка;- нормальная ожидаемая норма процента.
Графически спрос на деньги со стороны сделок и спрос на деньги со стороны активов представлен на рис. 6.6.
R -r
а б
Рис. 6.6. Спрос на деньги: а – со стороны сделок;
б – со стороны активов
Рис. 6.6,а показывает спрос на деньги со стороны сделок. Он не зависит от уровня процента r, поэтому линия спроса вертикальна. На рис. 6.6,б показан спекулятивный спрос на деньги. Он зависит от высоты процентной ставки, причем зависимость эта – обратная. Чем выше процент, тем меньше предпочтение ликвидности. Ситуацию, когда все стремятся получить наличные деньги и никто не хочет покупать ценные бумаги, Кейнс назвал абсолютным предпочтением ликвидности, а Д. Робертсон – ликвидной ловушкой, при которой отмечается полная нечувствительность нормы процента к росту денежной массы.
i
(Норма %)
i min …………………………………Мd
Ликвидная ловушка
0 М (спрос на деньги)
Рис. 6.3. График предпочтения ликвидности:
i – номинальная ставка процента; Мd - спрос на деньги как имущество
Кривая отображает зависимость спроса на деньги от нормы процента. По мере ее снижения возрастает спрос на деньги.
Однако реальные экономические процессы не раз свидетельствовали о противоречивости зависимости спроса на деньги и нормы процента.
Многие экономисты связывают ситуацию ликвидной ловушки с негативными последствиями. Так, при растущем предложении денег и стабильно низкой норме процента спрос на деньги может упасть, прекратится рост капиталовложений, снизится уровень производства, занятости, совокупного дохода и платежеспособного спроса. Возросшая денежная масса, не имеющая достаточного товарного покрытия, является одним из факторов повышения общего уровня цен (инфляция). Не случайно, многие экономисты видят в норме процента эффективное средство регулирования отношения предложения денег и спроса на них.
Кейнсом предложены три фундаментальных психологических фактора в области экономических исследований, которые представляют интерес и вписываются в новую формирующуюся парадигму экономической теории. Это, во-первых, психологическое отношение к ликвидности, удобство обладания деньгами как всеобщим покупательным средством и как страховым резервом на случай непредвиденных обстоятельств; во-вторых, психологическая склонность к потреблению, т.е. предельная склонность к потреблению и поэтому потребление с увеличением размеров дохода растет, но не такими темпами, как доход. Следовательно, по мере роста дохода увеличивается его накапливаемая часть; и, в-третьих, психологическое ожидание будущего дохода на капитальные активы. Таким образом, у Кейнса свой вариант функции спроса на кассовые остатки – непосредственная связь между денежной массой и процессом товарного обращения ослаблена процессом тезаврации денег, или созданием особых резервных фондов денег.
После мирового кризиса (начавшийся в 1929 г.), в период подъема, политика Дж. Кейнса способствовала росту экономики. Но резкое усиление монополизации рынков в 70-х гг. в сочетании с четкими государственными рычагами воздействия на экономические процессы (вплоть до государственных заказов), непосредственно применявшимися в период развития доктрины кейнсианства, обусловили стремительный рост и новое качество инфляции. Появилось новое течение, называемой монетаристской теорией.
При анализе спроса на деньги следует выделить также монетаристский подход.
Монетаристы и их наиболее яркий представитель Милтон Фридмен считают, что рыночная экономика устойчива, способна к саморегулированию. При этом необходимым условием для проявления механизмов саморегулирования является стабильность денежного обращения. Для поддержания этой стабильности государство должно проводить денежно-кредитную политику в виде регулирования объема денежной массы в обращении.
М. Фридмен предложил следующую функцию спроса на деньги:
,
где - абсолютный уровень цен;- норма процента по облигациям;- рыночная норма дохода по акциям; π- темп измерения уровня цен в процентах (ставка дохода от хранения товаров в качестве активов);- национальный доход;- доля “физического” компонента национального богатства;- прочие факторы.
Монетаристы определяют спрос на деньги как результат сравнения выгоды, получаемой хозяйствующим агентом от запаса просто денег и от величины дохода, приносимого альтернативными активами. Но Кейнс также определял величину спроса на деньги от величины процентной ставки, разница состоит только в том, что монетаристы предложили более широкий выбор альтернатив. Финансовый рынок расширился, и хозяйствующий агент вправе выбирать любой источник дохода, помимо облигаций (доход по акциям, депозитным вкладам и т.д.).1
Кроме того, М. Фридменом предложена система мер по регулированию денежной массы, называемая «денежным правилом Фридмена». Основные моменты этой доктрины следует отметить. Во-первых, необходимо манипулировать процентной ставкой, поскольку именно она, изменяя цены на кредит, может увеличить или уменьшить инвестиции (учение Дж. Кейнса). Но этого недостаточно для стабилизации экономики. Во-вторых, следует проводить увеличение денежной массы независимо от конъюнктуры колебаний рынка, но постепенно и систематически. В-третьих, политика должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу (по возможности бездефи- цитное финансирование), поддержку стабильного роста денежной массы (независимо от различных колебаний денег).
Теперь рассмотрим предложение денег.
Предложение денег осуществляет банковская система. Центральный банк страны может непосредственно увеличить или уменьшить величину денежной массы, регулируя размер своей эмиссии и обеспечивая необходимое количество банкнот и монет для различных расчетов. Коммерческие банки осуществляют предложение кредитных денег, которые составляют большую часть денежной массы. Однако этот канал предложения денег может корректироваться денежно-кредитной политикой Центрального банка через систему обязательных резервных депозитов в соответствии с установленной в каждой стране нормой (от 2 до 20 %) или путем регулирования величины процентной ставки. Имея право на установление и изменение нормы обязательных ресурсов по различным видам депозитов, Центральный банк получает еще один эффект – денежная масса создается в определенной пропорции к этим резервам, определяемой банковским мультипликатором, который показывает, что в процессе перемещения потоков денег от банков к заемщикам и обратно происходит кумулятивное увеличение денежной массы. Величина мультипликатора зависит от нормы обязательных банковских резервов и поэтому неодинакова в разных странах. (Об этом подробнее см. в параграфе 7.5).
Предложение денег должно иметь свои количественные параметры, которые рассчитываются с учетом таких факторов, как прогнозируемые тенденции развития производства, изменение уровня цен и доходов, скорости обращения денег.
Рост общего уровня цен на продукты потребления, скорее всего, предполагает увеличение предложения денег, хотя в определенных условиях оно может быть нежелательным. Замедление скорости обращения денег вызывает необходимость соответствующего увеличения предложения денег. Еще сложнее прогнозировать динамику денежной массы, когда в экономике страны одновременно возникли и спад производства, и дефицит товарной массы, и превышение темпов роста цен по сравнению с темпами роста доходов.
Денежный рынок как непрерывная динамика соотношения спроса на деньги и предложения денег стремится к равновесию.
Равновесие на денежном рынке достигается тогда, когда все созданное банковской системой количество денег добровольно держится экономическими субъектами в виде кассовых остатков, т.е. в форме наличных денег и чековых вкладов. Условием равновесия выступает равенство спроса на деньги и предложения денег.
Допустим, что предложение денег фиксировано. В этом случае график предложения денег будет выглядеть как вертикальная линия. Рассмотрим механизм достижения равновесия на денежном рынке (рис. 6.8).
i Мs2 Ms0 Ms1
ie2
ie A
ie1 Мd
О М
Рис. 6.8. Упрощенная модель равновесия между спросом
и предложением денег:
MS – предложение денег; Md - спрос на деньги; ie – равновесная ставка процента; А – точка равновесия на денежном рынке
В случае увеличения денежной массы (Мs0 перемещается в положение Мs1) рынок приходит в новое равновесие при более низкой ставке процента (ie1), а уменьшение предложения денег (Мs0 переходит в положение Мs2) создает новое равновесие, оно достигается при более высокой ставке процента (ie2).
Увеличение денежной массы приводит к появлению новых денег, которые (если уровень цен не изменяется) не нужны для покупки товаров и услуг. Эти деньги люди начинают сберегать, делая выбор между наличными деньгами и ценными бумагами. Спрос на ценные бумаги растет, их цена также растет. Так как облигации приносят фиксированный доход, то их доходность (процент) начинает падать:
.
Например, доход на облигацию составил 10 долларов, цена облигации выросла с 100 дол. до 200 дол. Тогда ставка процента изменяется:
Снижение доходности облигаций оказывает влияние и на остальные ценные бумаги. Рынок приходит в равновесие при более низкой ставке процента.
Таким образом, достижение равновесия на денежном рынке обеспечивается тем, что люди начинают изменять структуру портфеля своих активов, если ставка процента не находится на равновесном уровне.
Какое влияние окажет на денежный рынок уровень национального продукта (Y), исчисляемого как совокупные доходы?
Уровень доходов непосредственно будет оказывать влияние на спрос на деньги. Если доходы увеличиваются, то люди вступают в большее количество сделок, что требует большего использования денег. Следовательно, рост доходов обеспечивает рост спроса на деньги и, следовательно, процента.
i Мs
i2
i1 Мd2 (i2; Y2)
Мd1 (i1; Y1)
0 М
Рис. 6.9. Влияние изменения совокупных доходов
на ставку процента
Мы может вывести зависимость между уровнем совокупных доходов (Y) и ставкой процента (i): чем выше уровень доходов, тем выше ставка процента. Графически эта зависимость интерпретируется кривой LM. При увеличении дохода Y (c Y1 до Y2) увеличивается спрос на деньги со стороны сделок (с Мd1 до Мd2). При неизменном предложении денег их количество на спекулятивном рынке сокращается и равновесная ставка процента увеличивается с i1 до i2. Экономические субъекты предпочитают продавать ценные бумаги, в результате курс ценных бумаг снижается, что при неизменной доходности ведет к росту равновесной ставки процента.
График LM, или кривая равновесия денежного рынка, показывает все сочетания ставки процента и уровней совокупных доходов, при которых спрос равен предложению денег. В точках кривой LM денежный рынок находится в состоянии равновесия (рис. 6.10).
i Ms i2 Md2 i1 Md1 0 M | i LM
i2
i1
0 Y1 Y2 Y |
Рис. 6.10. Кривая LM
Кривая LM строится для неизменного предложения денег. Поэтому, если предложение денег увеличивается, кривая LM сдвигается вправо, при уменьшении предложения денег кривая LM сдвигается влево.
- Экономика Макроэкономика
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Предмет и методы макроэкономического
- 1.1. Предмет и методы макроэкономики
- 1.2. Национальная экономика как целое.
- 1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Макроэкономические показатели,
- 2.1. Основные понятия системы национальных счетов
- 2.2. Внп и ввп, методы расчета
- 2.3. Экономический цикл. Причины и фазы цикла
- 2.4. Экономический рост. Типы и факторы
- 2.5. Содержание категорий «структура производства» и «производственные пропорции». Методы оценки структурных сдвигов в экономике
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3 . Безработица на рынке труда
- 3.1. Безработица: сущность, причины возникновения.
- Динамика уровня безработицы в экономике рф за период с 1992 по 2000 гг. (тыс. Чел.)
- 3.2. Виды безработицы. Уровень естественной
- 3.3. Последствия (издержки) безработицы.
- 3.4. Методы борьбы с безработицей. Взаимосвязь
- И долгосрочном периодах
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Инфляция как многофакторное
- 4.1. Теории инфляции
- 4.2. Открытая инфляция, ее виды, механизм
- 4.3. Причины инфляции
- 4.4. Типы инфляции, ее измерение и социально-
- Вопросы для самопроверки
- Тема 5. Равновесие на товарном рынке.
- 5.1. Равновесие совокупного спроса и совокупного
- 5.2. Потребление и сбережения: понятия, взаимосвязь
- 5.3. Инвестиции: понятие, типы, виды, функции,
- 5.4. Равновесие и неравновесие на рынке благ:
- 5.5. Мультипликаторы автономных расходов,
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6. Деньги и денежный рынок.
- 6.1. Сущность и функции денег.
- 6.2. Типы платежных (денежных) систем
- 6.3. Понятие денежного обращения.
- 6.4. Денежный рынок. Основные концепции
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7. Современная кредитно-банковская система и денежно-кредитная политика
- 7.1. Сущность и назначение кредита, этапы развития,
- 7.2. Структура современной кредитной системы
- 7.3. Роль Центрального банка в современной кредитной
- 7.4. Коммерческие банки и их операции
- 7.5. Назначение денежно-кредитной политики.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8. Бюджетная система. Госбюджет.
- 8.1. Государственный бюджет: сущность, основные статьи, принципы построения
- 8.2. Бюджетный дефицит и государственный долг. Принципы и источники покрытия
- 8.3. Налоги: сущность, виды, функции. Принципы и формы налогообложения (кривая Лаффера)
- 8.4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- Государства. Понятие налогового
- Мультипликатора и мультипликатора
- Государственных расходов
- Вопросы для самопроверки
- 9.1. Мировое хозяйство и международная торговля:
- 9.2. Внешнеторговая политика
- 9.3. Платежный баланс
- 9.4. Валютный курс
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Особенности переходной
- 10.1. Объективная необходимость преобразования
- Рост национального дохода, производительности труда и реальных доходов за 1966-1985 гг.1
- 10.2. Переход к рыночным отношениям – условие преодоления кризисных явлений в экономике
- 10.3. Обострение экономической ситуации на первых
- Основные показатели экономического развития рф за 1992-1998 гг. (в % к предыдущему году)
- 10.4. Полное использование рыночных механизмов – условие устойчивого развития экономики
- Динамика важнейших экономических показателей рф (2000 г. В процентах к 1999 г.)1
- Вопросы для самопроверки
- Что такое безопасность, каковы ее основные черты и проблемы в России в период рыночных преобразований?
- Список литературы
- Редактор з.Г. Кашаева
- 450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12.