42Государственное регулирование экономики современные тенденции
Методы государственного регулирования экономики и способы вмешательства в экономические процессы. Известны два основных способа регулирования экономики. Децентрализованный (экономические средства) - при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные средства) - административный, директивный. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. Основные экономические средства – это: 1) Регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); 2) Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее время несколько ослабела. Административные средства. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Экономические и административные методы взаимосвязаны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Для того чтобы централизация оправдывала возлагаемые на нее функции, необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономик.
Теперь рассмотрим способы вмешательства государства в экономические процессы. Существуют два способа вмешательства: прямое и косвенное. Прямое вмешательство. К прямому вмешательству относятся следующие меры: развитие и регулирование государственного сектора экономики (а также долевое участие государства в различных акционерных обществах), кредитование или льготное налогообложение коммерческих структур через ЦБ, принятие регулирующих актов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.
Государственный сектор экономики.
включае почту, частично транспортную службу, изготовление оружия, и т.д. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства.
Косвенное вмешательство. К мерам косвенного вмешательства государства в экономику можно отнести стимулирование инвестиций, обеспечение нормального уровня занятости, стимулирование экспорта или (и) импорта, поддержание цен на жизненно важные продукты. Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, направленную на регулирование спроса посредством изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и расходов. Денежная политика - это политика, направленная на регулирование совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Налоги являются главным инструментом мобилизации денежных средств для покрытия государственных расходов. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или избирательно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов. Ускоренная амортизация. Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов.
- 1 Вопрос. Методология исследования экономических процессов и явлений.
- 2 Вопрос. Предмет исследования политической экономии и экономикс.
- 3 Вопрос. Общественное разделение труда новые тенденции развития и их роль в развитии современных рыночных отношений.
- 4.Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.
- 5 Вопрос. Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.
- 7 Вопрос. Человеческий капитал и его роль в современной экономике.
- 8 Вопрос. Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.
- 9 Вопрос. Товарное производство как основа рыночных отношений.
- 10 Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя
- 11 Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.
- 12 Эластичность спроса ее измерение и использование в рыночной стратегии.
- 13. Теории денег и их эволюции. Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 14. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях
- 15. Теории инфляции и их эволюции.
- 16. Инфляция виды механизмы развертывания социально-экономические последствия.
- 17. Особенности протекания инфляционных процессов в России. И антиинфляционная политика
- 19. Инфляция в прошлом и современности.
- 20. Нарушение денежного обращения как признак политической нестабильности.
- 21.Правовое (административное) решение проблемы инфляции методы и опыт применения в хозяйственной практике .
- 22.Факторы современной инфляции в России и антиинфляционная политика.
- 23.Количественная теория денег и её эволюция в монетарных концепциях.
- Эволюция в монетаристских концепциях.
- 24.Кредитная система место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков.
- Отдельный коммерческий банк. Его роль в кредитной системе
- 25.Рынок рабочей силы. Становление и формирование труда в России.
- 26.Виды безработицы, формы и реализации и специфика проблемы занятости в России. Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы
- 27. Фондовый рынок, как элемент рыночной инфраструктуры.
- 28.Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.
- 29. Рынок земли, его специфика, факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.
- 30.Земельные отношения в России традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.
- Конкуренция и монополия противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной экономики.
- Основной и оборотный капитал. Проблемы и пути обновления основного капитала в послеприватизационной экономики России.
- 33Цикличность экономического развития ее природа и тенденции развития.
- Антициклическое государственное регулирование. Кейсианское и монетаристкое направления.
- Структурные сдвиги в экономики России в 90-х годов и направления оптимизации структуры ее народнохазяйственного комплекса.
- Структурная и инвестиционная политика государства в переходной экономики России.
- Доходы и богатство. Природа неравенства доходов и богатства. Способы смягчения неравенства.
- Механизмы стимулирования и активизации инвенстиционной деятельности.
- 39Неолиберализм, монетаризм и проблемы устойчивого развития экономики.
- 41 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- 42Государственное регулирование экономики современные тенденции
- 43 Экономическая эффективность и социальная справедливость их единство и противоположность
- 44 Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 45 Поиск путей формирования российской модели социально-экономического развития страны
- 46 Сравнительный анализ марксистской кейнсианской и классической моделей экономического роста
- 48 Модель расширенного воспроизводства
- 49 Совокупный спрос и совокупное предложение макроэкономическое равновесие
- 50 Современный институционализм и проблемы социально-экономического развития
- 52 Вопрос.
- 53 Вопрос
- 54 Вопрос кейнсианство
- 56 Вопрос.
- Вопрос 57
- 58 Вопрос
- 1. Понятие индекс развития человеческого потенциала
- 59 Вопрос
- 2. Научный вклад м.М. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 60Вопрос