1. Понятие индекс развития человеческого потенциала
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.
Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования[2].
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни[3].
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетиегипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году,в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.
Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населенияи совокупной долей учащихся. Последнийпоказатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет[4].
Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества»[5]. Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.
Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.
В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос. Методология исследования экономических процессов и явлений.
- 2 Вопрос. Предмет исследования политической экономии и экономикс.
- 3 Вопрос. Общественное разделение труда новые тенденции развития и их роль в развитии современных рыночных отношений.
- 4.Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.
- 5 Вопрос. Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.
- 7 Вопрос. Человеческий капитал и его роль в современной экономике.
- 8 Вопрос. Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.
- 9 Вопрос. Товарное производство как основа рыночных отношений.
- 10 Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя
- 11 Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.
- 12 Эластичность спроса ее измерение и использование в рыночной стратегии.
- 13. Теории денег и их эволюции. Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 14. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях
- 15. Теории инфляции и их эволюции.
- 16. Инфляция виды механизмы развертывания социально-экономические последствия.
- 17. Особенности протекания инфляционных процессов в России. И антиинфляционная политика
- 19. Инфляция в прошлом и современности.
- 20. Нарушение денежного обращения как признак политической нестабильности.
- 21.Правовое (административное) решение проблемы инфляции методы и опыт применения в хозяйственной практике .
- 22.Факторы современной инфляции в России и антиинфляционная политика.
- 23.Количественная теория денег и её эволюция в монетарных концепциях.
- Эволюция в монетаристских концепциях.
- 24.Кредитная система место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков.
- Отдельный коммерческий банк. Его роль в кредитной системе
- 25.Рынок рабочей силы. Становление и формирование труда в России.
- 26.Виды безработицы, формы и реализации и специфика проблемы занятости в России. Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы
- 27. Фондовый рынок, как элемент рыночной инфраструктуры.
- 28.Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.
- 29. Рынок земли, его специфика, факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.
- 30.Земельные отношения в России традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.
- Конкуренция и монополия противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной экономики.
- Основной и оборотный капитал. Проблемы и пути обновления основного капитала в послеприватизационной экономики России.
- 33Цикличность экономического развития ее природа и тенденции развития.
- Антициклическое государственное регулирование. Кейсианское и монетаристкое направления.
- Структурные сдвиги в экономики России в 90-х годов и направления оптимизации структуры ее народнохазяйственного комплекса.
- Структурная и инвестиционная политика государства в переходной экономики России.
- Доходы и богатство. Природа неравенства доходов и богатства. Способы смягчения неравенства.
- Механизмы стимулирования и активизации инвенстиционной деятельности.
- 39Неолиберализм, монетаризм и проблемы устойчивого развития экономики.
- 41 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- 42Государственное регулирование экономики современные тенденции
- 43 Экономическая эффективность и социальная справедливость их единство и противоположность
- 44 Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 45 Поиск путей формирования российской модели социально-экономического развития страны
- 46 Сравнительный анализ марксистской кейнсианской и классической моделей экономического роста
- 48 Модель расширенного воспроизводства
- 49 Совокупный спрос и совокупное предложение макроэкономическое равновесие
- 50 Современный институционализм и проблемы социально-экономического развития
- 52 Вопрос.
- 53 Вопрос
- 54 Вопрос кейнсианство
- 56 Вопрос.
- Вопрос 57
- 58 Вопрос
- 1. Понятие индекс развития человеческого потенциала
- 59 Вопрос
- 2. Научный вклад м.М. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 60Вопрос