logo
ЭКЗАМЕН ОТВЕТЫ

Конкуренция и монополия противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной экономики.

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынкаОсновными параметрами состояния рынка, от которых зависят разные виды конкуренции (и монополии), являются:

  1. количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

  2. свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

  3. дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по качеству, фабричной марке, цвету и др.);

  4. участие фирм в контроле за рыночной ценой.

В зависимости от состояния рынка выделяют главные виды конкуренции:

Свободная конкуренция означает:

  1. на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;

  2. никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.

  3. продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы);

  4. фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.