56 Вопрос.
Многолетняя практика показала, что при рыночной экономики, всегда остаются направления, которые не способны нормально функционировать без вмешательства государства. Одно из таких направлений этозаработная плата и регулирование цен. Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Если не контролировать механизм свободной конкуренции, то в скором времени рынок потерпит кризис и поражение. В связи с этим государство вмешивается и регулирует ситуацию, поддерживая баланс. Одним из основных принципов государственного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере. Цель данной работы – рассмотреть методы и направления государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации. Реферат - бизнес статья. Государственное регулирование заработной платы – это комплекс мер и действий, применяемых государством для коррекции и установления стабильного уровня цен и справедливого распределения доходов. Регулируя заработную плату, государство изменяет доходы населения, а значит и уровень жизни населения, что в свою очередь приводит к увеличению или уменьшению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основная задача государства, при регулировании денежных доходов, заключается в обеспечении потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, который лежит в основе прожиточного минимума. В связи с этим представляется правомерным рассмотреть методы государственного регулирования заработной платы и потребления населения. Для регулирования заработной платы государство использует меры директивного (прямого) и индикативного (косвенного) регулирования заработной платы. Директивное воздействие государства включает: 1. Установление минимального размера оплаты труда (МРОТ); 2. Установление максимального и минимального размера надбавки к заработной плате; 3. Установление порядка индексации заработной плате; 4. Определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований. Индикативное воздействие государства включает: 1. Контроль инфляции, эмиссии денежных средств и валютного курса; 2. Установление ставок налогообложения для физических и юридических лиц; 3. Разработка тарифно-квалификационных справочников для конкретных видов деятельности. Государство имеет право прямо регулировать заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся, в остальных случаях, государство оказывает индикативное воздействие. В частном секторе заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости от производительности труда и соотношения между спросом и ее предложением на рабочую силу. Минимальный размер оплаты труда Важным, а главное, действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление минимального размера заработной платы, которая обеспечивает минимальную, но достаточную, величину потребления товаров и услуг и служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики. Минимальный размер оплаты труда (МТРО) — устанавливаемый федеральным законом (ФЗ) размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях. В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) по статье 133 минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В качестве прожиточного минимума принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики. Порядок и сроки изменения минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм изменения, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в определенном размере, устанавливаются федеральным законом (ФЗ). На графике показано изменение МРОТ с 2000 года по 2012 год.
Индексация заработной платы Индексация заработной платы — это повышение номинальной заработной платы (оклады, ставки) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги в течение определенного периода времени, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности занятого населения. Существует два типа индексации: ретроспективная и упреждающая индексация. Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, упреждающая (ожидаемая) — ориентирована на ожидаемый рост цен. Следует отметить, что при увеличении заработной платы происходит увеличение инфляционного роста цен, возрастают производственные издержки, которые оказывают прямое влияние на производимый товар, и как следствие увеличение его стоимости. А значит, потребуется очередное увеличение заработной платы. Имеем цикл – «заработная плата — цена потребительской корзины», для уменьшения скорости развития которого, необходимо соблюдать ряд требований: 1. Индексация компенсирует не весь рост цен, а только инфляционный рост. В большинстве случаев устанавливается "порог индексации", с которого начинается индексация; 2. Индексации подлежат не все доходы населения, а преимущественно заработная плата и социальные трансферты (пособия, пенсии, стипендии); 3. Индексации не подлежат доходы от собственности населения, а именно, от продажи и сдачи в аренду имущества, акции и другие, потому что они не нуждаются в защите, т.к. цена на них устанавливается рынком. Официальные источники индексации доходов в России: • для бюджетной сферы занятости — бюджеты всех уровней; • для пенсионеров — Пенсионный фонд РФ; • для пособий — Фонд социального страхования РФ, федеральный бюджет; • для малообеспеченных категорий населения — средства на компенсации и льготы из муниципальных бюджетов, а также фондов социальной защиты населения; • для занятых в частном секторе экономики — финансовые средства самих организаций. Главный механизм индексации заработной платы в бюджетной сфере является изменение минимальных тарифных ставок. Для частных предприятий и организаций индексация заработной платы означает установление нового, как правило, более высокого минимального размера оплаты труда. Государство не может заставить повысить ставки и оклады на предприятии. Варианты индексации заработной платы следующие: • пропорциональная; • долевая; • пропорционально-долевая. При пропорциональной индексации все ставки и оклады возрастают в одной пропорции, при долевой — на одинаковую сумму, при пропорционально-долевой — часть средств идет на индексацию, а именно, на увеличение ставок и окладов в одной пропорции, а часть их на увеличение их на одинаковую сумму. Очевидно, что при пропорциональной индексации невозможно утверждать, что рост стоимости жизни и сокращение текущего потребления в большей мере компенсированы работнику с низкими доходами. Долевая индексация чрезмерно резко снижает диапазон (относительные различия) окладов работников высшей и низшей квалификации. Вариант пропорционально-долевой индексации смягчает негативные черты первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая индексация также постепенно снижает диапазон тарифных ставок и окладов. Применяя данный вариант, целесообразно время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы должностных окладов, с целью обеспечения обоснованного уровня, дифференциации оплаты труда.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос. Методология исследования экономических процессов и явлений.
- 2 Вопрос. Предмет исследования политической экономии и экономикс.
- 3 Вопрос. Общественное разделение труда новые тенденции развития и их роль в развитии современных рыночных отношений.
- 4.Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.
- 5 Вопрос. Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.
- 7 Вопрос. Человеческий капитал и его роль в современной экономике.
- 8 Вопрос. Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.
- 9 Вопрос. Товарное производство как основа рыночных отношений.
- 10 Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя
- 11 Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.
- 12 Эластичность спроса ее измерение и использование в рыночной стратегии.
- 13. Теории денег и их эволюции. Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 14. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях
- 15. Теории инфляции и их эволюции.
- 16. Инфляция виды механизмы развертывания социально-экономические последствия.
- 17. Особенности протекания инфляционных процессов в России. И антиинфляционная политика
- 19. Инфляция в прошлом и современности.
- 20. Нарушение денежного обращения как признак политической нестабильности.
- 21.Правовое (административное) решение проблемы инфляции методы и опыт применения в хозяйственной практике .
- 22.Факторы современной инфляции в России и антиинфляционная политика.
- 23.Количественная теория денег и её эволюция в монетарных концепциях.
- Эволюция в монетаристских концепциях.
- 24.Кредитная система место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков.
- Отдельный коммерческий банк. Его роль в кредитной системе
- 25.Рынок рабочей силы. Становление и формирование труда в России.
- 26.Виды безработицы, формы и реализации и специфика проблемы занятости в России. Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы
- 27. Фондовый рынок, как элемент рыночной инфраструктуры.
- 28.Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.
- 29. Рынок земли, его специфика, факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.
- 30.Земельные отношения в России традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.
- Конкуренция и монополия противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной экономики.
- Основной и оборотный капитал. Проблемы и пути обновления основного капитала в послеприватизационной экономики России.
- 33Цикличность экономического развития ее природа и тенденции развития.
- Антициклическое государственное регулирование. Кейсианское и монетаристкое направления.
- Структурные сдвиги в экономики России в 90-х годов и направления оптимизации структуры ее народнохазяйственного комплекса.
- Структурная и инвестиционная политика государства в переходной экономики России.
- Доходы и богатство. Природа неравенства доходов и богатства. Способы смягчения неравенства.
- Механизмы стимулирования и активизации инвенстиционной деятельности.
- 39Неолиберализм, монетаризм и проблемы устойчивого развития экономики.
- 41 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- 42Государственное регулирование экономики современные тенденции
- 43 Экономическая эффективность и социальная справедливость их единство и противоположность
- 44 Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 45 Поиск путей формирования российской модели социально-экономического развития страны
- 46 Сравнительный анализ марксистской кейнсианской и классической моделей экономического роста
- 48 Модель расширенного воспроизводства
- 49 Совокупный спрос и совокупное предложение макроэкономическое равновесие
- 50 Современный институционализм и проблемы социально-экономического развития
- 52 Вопрос.
- 53 Вопрос
- 54 Вопрос кейнсианство
- 56 Вопрос.
- Вопрос 57
- 58 Вопрос
- 1. Понятие индекс развития человеческого потенциала
- 59 Вопрос
- 2. Научный вклад м.М. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 60Вопрос