5 Вопрос. Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.
Приватизация собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц.
цели приватизации:
обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
демонополизация производства;
балансировка доходов различных групп и слоев населения;
перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
развитие фондового рынка.
способы проведения приватизации:
продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
продажа предприятий на аукционе;
продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.
Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.
Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.
таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Задачи приватизации
Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:
повышение эффективности предприятий
сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
увеличение поступлений в бюджет
ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
борьба с монополиями на рынке
расширение рынка заемных капиталов
увеличение платежеспособности и инвестиций населения
привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
сокращение профсоюзного движения
создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.
6 вопрос. Преобразования отношений собственности в России и их трансформационные издержки. ( трансформация/ перестройка отношений собственности, и издержки этой перестройки)
Преобразование отношений собственности — магистральное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран. В первой и второй группах стран (к ним относятся бывшие советские республики и социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет Экономической Взаимопомощи), осуществляющих более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, гласным направлением является приватизация государственной собственности.
Приватизация, являясь одним из важнейших направлений разгосударствления, означает переход объекта собственности от государства в частные руки.
Различают малую и большую приватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью, во втором — акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже.
В странах третьей группы (КНР и Вьетнам), взявших курс на длительный, постепенный переход рыночному хозяйству через «социалистическое смешанное хозяйство» при сохранении политической диктатуры коммунистической партии, преобразование отношений собственности идет главным образом по пути создания частного сектора при активном привлечении иностранного капитала, без приватизации государственной собственности. При этом государственные предприятия все более широко используют рыночные методы хозяйствования.
Первый этап (1992 — 1 июля 1994 г.) так называемой «малой приватизации» начался с предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления. За это период было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий, которые перешли в частную собственность, было создано более 25 тыс. акционерных обществ, составивших основу корпоративного сектора.
«Большая приватизация» (второй этап) предполагала продажу государственной собственности по конкурсу или на аукционах; продажу акций предприятий (акционерных обществ); полный или частичный выкуп госимущества, сданного в аренду; продажа недвижимости и земли и т.д.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что сама приватизация:
—осуществлялась в радикальном варианте, как по характеру, так и масштабам, срокам и методам;
—имела своим основным направлением превращение абсолютной монополизированной государственной собственности в некоторые разновидности частной собственности;
—привела к значительному расслоению общества, сосредоточению многих объектов госсобственности в руках олигархических групп и номенклатуры разных властных уровней;
—пока еще мало способствовала созданию действительной конкурентной среды, финансовой стабилизации в экономике, повышению эффективности деятельности предприятий, привлечению иностранных инвестиций.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: тотальная смена формы собственности (приватизация) без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не решает и не может решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы. Именно поэтому формальная и массовая передача титула собственности в частные руки не только не привела Россию к выходу из экономического кризиса, разразившегося еще в период господства государственной собственности, но и усугубила его.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Вопрос. Методология исследования экономических процессов и явлений.
- 2 Вопрос. Предмет исследования политической экономии и экономикс.
- 3 Вопрос. Общественное разделение труда новые тенденции развития и их роль в развитии современных рыночных отношений.
- 4.Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.
- 5 Вопрос. Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.
- 7 Вопрос. Человеческий капитал и его роль в современной экономике.
- 8 Вопрос. Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.
- 9 Вопрос. Товарное производство как основа рыночных отношений.
- 10 Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя
- 11 Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.
- 12 Эластичность спроса ее измерение и использование в рыночной стратегии.
- 13. Теории денег и их эволюции. Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 14. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях
- 15. Теории инфляции и их эволюции.
- 16. Инфляция виды механизмы развертывания социально-экономические последствия.
- 17. Особенности протекания инфляционных процессов в России. И антиинфляционная политика
- 19. Инфляция в прошлом и современности.
- 20. Нарушение денежного обращения как признак политической нестабильности.
- 21.Правовое (административное) решение проблемы инфляции методы и опыт применения в хозяйственной практике .
- 22.Факторы современной инфляции в России и антиинфляционная политика.
- 23.Количественная теория денег и её эволюция в монетарных концепциях.
- Эволюция в монетаристских концепциях.
- 24.Кредитная система место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков.
- Отдельный коммерческий банк. Его роль в кредитной системе
- 25.Рынок рабочей силы. Становление и формирование труда в России.
- 26.Виды безработицы, формы и реализации и специфика проблемы занятости в России. Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы
- 27. Фондовый рынок, как элемент рыночной инфраструктуры.
- 28.Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.
- 29. Рынок земли, его специфика, факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.
- 30.Земельные отношения в России традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.
- Конкуренция и монополия противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной экономики.
- Основной и оборотный капитал. Проблемы и пути обновления основного капитала в послеприватизационной экономики России.
- 33Цикличность экономического развития ее природа и тенденции развития.
- Антициклическое государственное регулирование. Кейсианское и монетаристкое направления.
- Структурные сдвиги в экономики России в 90-х годов и направления оптимизации структуры ее народнохазяйственного комплекса.
- Структурная и инвестиционная политика государства в переходной экономики России.
- Доходы и богатство. Природа неравенства доходов и богатства. Способы смягчения неравенства.
- Механизмы стимулирования и активизации инвенстиционной деятельности.
- 39Неолиберализм, монетаризм и проблемы устойчивого развития экономики.
- 41 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- 42Государственное регулирование экономики современные тенденции
- 43 Экономическая эффективность и социальная справедливость их единство и противоположность
- 44 Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 45 Поиск путей формирования российской модели социально-экономического развития страны
- 46 Сравнительный анализ марксистской кейнсианской и классической моделей экономического роста
- 48 Модель расширенного воспроизводства
- 49 Совокупный спрос и совокупное предложение макроэкономическое равновесие
- 50 Современный институционализм и проблемы социально-экономического развития
- 52 Вопрос.
- 53 Вопрос
- 54 Вопрос кейнсианство
- 56 Вопрос.
- Вопрос 57
- 58 Вопрос
- 1. Понятие индекс развития человеческого потенциала
- 59 Вопрос
- 2. Научный вклад м.М. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 60Вопрос