logo search
Тексты лекций по Микро и Макро экономике ( 2й к

7.1. Закономерности формирования спроса

и предложения экономических ресурсов

Тема посвящена исследованию рынков, на которых фирмы покупают необходимые им для производства товаров и услуг ресурсы.

Ресурсы (факторы производства) – это экономические блага, используемые для производства других экономических благ.

Экономическая наука выделяет четыре группы ресурсов (факторов производства):

  1. человеческие ресурсы («труд») L – это способность человека к любой интеллектуальной или физической деятельности, направленной на получение благ или оказание услуг. Цена труда (W) – заработная плата;

  2. природные ресурсы («земля») А – естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Цена за использование земли – рента (R). Рента – доход владельцев земли;

  3. капитал (K) – это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.п.), предназначенные для повышения производительной силы труда. Под капиталом также понимают деньги, на которые приобретают физические факторы производства. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом (r). Процент – доход поставщиков капитала;

  4. предпринимательские способности (В) – это совокупность усилий особого рода: управленческих и организационных навыков, необходимых фирмам для производства товаров и услуг. Задача предпринимателя – соединить указанные выше три фактора производства наиболее эффективным, рациональным образом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль (Р), а в случае неудачи – терпит убытки. Предпринимательская прибыль – вознаграждение за фактор предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Важно отметить, что вознаграждение за этот фактор производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущие фактора – труд, земля, капитал.

Владельцами ресурсов являются домашние хозяйства. На рынках ресурсов они выступают в качестве продавцов, а фирмы – в качестве покупателей.

Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общего в принципах их организации и установления равновесия. Но имеются некоторые отличия:

  1. спрос на факторы производства является взаимозависимым. Производительность одного фактора, такого как труд, зависит от других факторов, с которыми приходится работать;

  2. спрос фирмы на производственные ресурсы порожден потребительским спросом на ее конечный продукт, то есть носит производный характер.

Спрос на ресурс

Чем будет руководствоваться фирма, определяя объем закупок факторов производства?

Предположим, что фирма должна решить, сколько ей необходимо нанять рабочей силы. Она уже использует определенное число рабочих, но хочет знать, выгодно ли нанять еще одного рабочего. Этот работник принесет фирме некоторое количество дополнительного, предельного продукта (МР). Каждая дополнительная единица этого дополнительного продукта будет продана и принесет некоторый дополнительный доход – предельный доход (MR).

(34)

Предельный продукт в денежном выражении (предельная производительность ресурса) (MRP) определяется как изменение суммарной выручки фирмы за счет продажи единиц товара, выпущенных с использованием дополнительной единицы ресурса.

MRP = MP* MR

Рис. 7.1. Предельная производительность ресурса

График MRP отражает спрос фирмы на ресурс, ибо каждая точка на этом графике показывает количество ресурса, которое использовала бы фирма при каждом возможном уровне цен на ресурсы.

Изменение в спросе на ресурс

  1. Изменение в производительности ресурса ведет к однонаправленному изменению кривой спроса на ресурс;

  2. Изменение в спросе на продукт, который производится определенным видом ресурса, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том же самом направлении;

  3. Изменение цены одного ресурса на спрос на другой ресурс зависит от степени их взаимозаменяемости или степени их взаимодополняемости.

Ресурсозаменители

Предположим, что в определенном производственном процессе технология такова, что труд и капитал являются замещающими друг друга. Другими словами, фирма может производить какую-то данную продукцию с относительно небольшим количеством труда и относительно большим количеством капитала и наоборот. Допустим, происходит падение цен на оборудование. Соответствующее воздействие на спрос явится результатом двух противоположных эффектов: эффекта замещения и эффекта объема.