46 Сравнительный анализ марксистской кейнсианской и классической моделей экономического роста
Понятие экономического роста раскрывается его главным определением, согласно которому экономическим ростом принято считать количественные и качественные изменения общественного продукта за конкретный период времени.
Экономический рост является обобщающим показателем развития человеческого общества и отражает изменения как материально-вещественной, так и социальной стороны его благосостояния. Известны многочисленные теории экономического роста, призванные обосновать взаимосвязь и взаимозависимость основных (макроэкономических) категорий воспроизводства и темпов его расширения.
Классическая школа зародилась в конце XVII в. (Англия) - начале XVIII в. (Франция).
Общие характерные признаки классической школы:
1) неприятие протекционизма в экономической политике государства;
омический рост классический маркс кейнс
2) преимущественный анализ сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов анализа;
3) попытки выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или количеством затраченного труда;
4) категория «стоимость» признается исходной категорией экономики и анализа;
5) попытка обосновать динамизм и равновесность состояния экономики;
6) деньги были признаны стихийно выделившимся товаром в товарном мире, который нельзя отменить никакими соглашениями.
Кейнсианская модель экономического роста
На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Кейнсианская теория роста имеет солидный список персоналий, к которым следует отнести самого Дж.М. Кейнса, Р. Харрода, Е. Домара, Дж. Робинсон, Н. Калдора, Л. Пазинетти, Дж. Мида.
Экономическая модель Дж.М. Кейнса содержится в его главном труде «Общая теория занятости, процента и денег». Она является доктриной регулируемой рыночной экономики.
Исходной темой анализа Кейнс сделал проблему занятости, поскольку безработица в этот период приобрела катастрофический для капитализма характер.
Кейнс фактически предложил ряд направлений воздействия государства на экономический рост:
– перераспределение доходов в пользу лиц с меньшей склонностью к сбережениям (за счет прогрессивного налогообложения и трансфертов);
– воздействие через монетарную политику на рыночную процентную ставку с тем, чтобы повысить привлекательность инвестиций;
– осуществление значительных госрасходов с целью расширения совокупного спроса, в том числе и за счет мультипликативного эффекта.
Итак, экономическая теория Кейнса обогатила макроэкономический анализ новыми идеями и стала достоянием человечества, а имя ее автора заняло заслуженное место в ряду великих экономистов мира.
Марксистская теория
Существенное влияние на формирование взглядов многих представителей экономической науки оказала философская и экономическая концепция, основополагающие принципы которой были разработаны Карлом Марксом (1818—1883). По признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. Считая себя последователем “классиков”, он действительно занимался “в основном проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом, капиталом и землевладельцами”, т.е. между классами. Но центральной идеей его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества. Еще в “Манифесте Коммунистической партии” К. Маркс писал: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов”.
Одним из краеугольных камней экономической теории марксизма является трудовая теория происхождения стоимости (ценности). Трудовую теорию стоимости Маркс заимствовал у Рикардо, однако, это не совсем так: Рикардо утверждал, что товары обмениваются в количестве, пропорциональном труду, затраченному на их производство.
N(a):N(b)=L(a):L(b)
В то время как Маркс утверждал в письме к Энгельсу - «Ценность - начисто сводится к количеству труда, время как мера труда" и объяснял - вот пропорция обмена : А=хВ. Т.е. если, например 1 г. золота равен 1 тонне дров, то значит, что на производство 1г. золота затратили столько же времени, сколько и на рубку 1т. дровишек.
47
Классическая модель макроэкономического равновесия
Эта модель стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы. Представители этого направления считают, что для рыночной экономики нормальным является достижение полной занятости ресурсов , и государство в этот процесс вмешиваться не должно.
В основе классической модели лежит так называемый “ закон Сэя ” ( французский экономист начала Х1Х века ), согласно которому предложение товаров создает свой собственный спрос, и следовательно, объем спроса всегда равен объему предложения.
Согласно рассуждениям Сэя, в условиях разделения труда люди производят товары для того, чтобы их продать и купить другие товары. Следовательно, они должны купить столько, сколько продали. Предложение порождает свой собственный спрос, объем доходов равно объему расходов, спрос уравновешивает предложение при полной занятости ресурсов. Но часть дохода может сберегаться и не найдет отражения в спросе. При этом сократится объем потребления , и не все товары будут реализованы. Это может вызвать сокращение производства и безработицу.
Но классики считают, что сбережения обязательно будут инвестированы в производство . Это обеспечивается наличием денежного рынка, на котором устанавливается такая процентная ставка, которая стимулирует вложение денег в производство. В соответствии с этой моделью экономика может быть образно представлена в виде ванны, где объем воды соответствует выпуску продукции. Утечка доходов идет через сливную трубу сбережений, но эта труба соединяется с краном инвестиций через денежный рынок. В ванне за счет этого постоянно поддерживается определенный р авновесный уровень воды.
Инструментами саморегулирования в рыночной системе, по мнению классиков и их последователей, служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравняют спрос и предложение на товарном, ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов. Проиллюстрируем это на примере рынка рабочей силы (рис.7).
Предложение рабочей силы в условиях полной занятости имеет вид вертикальной прямой LS. При сокращении совокупного спроса упадет объем производства и спрос на рабочую силу. Это вызовет безработицу и понижение цены труда.
Это позволит предпринимателям понизить издержки на производство продукции. Цены на товары понижаются, реальная заработная плата остается прежней, а количество рабочих может быть увеличено. Снижение издержек вызывает увеличение объема производства. Он вновь достигает уровня полной занятости. Аналогичные процессы происходят на товарном и денежном рынках.
Из всего этого следует вывод о том, что в саморегулируемой рыночной экономике вмешательство государства излишне.
Современными вариантами неоклассического подхода являются монетаризм, теория экономики предложения рациональных ожиданий.
- 1 Вопрос. Методология исследования экономических процессов и явлений.
- 2 Вопрос. Предмет исследования политической экономии и экономикс.
- 3 Вопрос. Общественное разделение труда новые тенденции развития и их роль в развитии современных рыночных отношений.
- 4.Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.
- 5 Вопрос. Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.
- 7 Вопрос. Человеческий капитал и его роль в современной экономике.
- 8 Вопрос. Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.
- 9 Вопрос. Товарное производство как основа рыночных отношений.
- 10 Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя
- 11 Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.
- 12 Эластичность спроса ее измерение и использование в рыночной стратегии.
- 13. Теории денег и их эволюции. Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 14. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях
- 15. Теории инфляции и их эволюции.
- 16. Инфляция виды механизмы развертывания социально-экономические последствия.
- 17. Особенности протекания инфляционных процессов в России. И антиинфляционная политика
- 19. Инфляция в прошлом и современности.
- 20. Нарушение денежного обращения как признак политической нестабильности.
- 21.Правовое (административное) решение проблемы инфляции методы и опыт применения в хозяйственной практике .
- 22.Факторы современной инфляции в России и антиинфляционная политика.
- 23.Количественная теория денег и её эволюция в монетарных концепциях.
- Эволюция в монетаристских концепциях.
- 24.Кредитная система место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков.
- Отдельный коммерческий банк. Его роль в кредитной системе
- 25.Рынок рабочей силы. Становление и формирование труда в России.
- 26.Виды безработицы, формы и реализации и специфика проблемы занятости в России. Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы
- 27. Фондовый рынок, как элемент рыночной инфраструктуры.
- 28.Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.
- 29. Рынок земли, его специфика, факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.
- 30.Земельные отношения в России традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.
- Конкуренция и монополия противоположность и единство. Типы рынков в условиях несовершенной экономики.
- Основной и оборотный капитал. Проблемы и пути обновления основного капитала в послеприватизационной экономики России.
- 33Цикличность экономического развития ее природа и тенденции развития.
- Антициклическое государственное регулирование. Кейсианское и монетаристкое направления.
- Структурные сдвиги в экономики России в 90-х годов и направления оптимизации структуры ее народнохазяйственного комплекса.
- Структурная и инвестиционная политика государства в переходной экономики России.
- Доходы и богатство. Природа неравенства доходов и богатства. Способы смягчения неравенства.
- Механизмы стимулирования и активизации инвенстиционной деятельности.
- 39Неолиберализм, монетаризм и проблемы устойчивого развития экономики.
- 41 Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- 42Государственное регулирование экономики современные тенденции
- 43 Экономическая эффективность и социальная справедливость их единство и противоположность
- 44 Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 45 Поиск путей формирования российской модели социально-экономического развития страны
- 46 Сравнительный анализ марксистской кейнсианской и классической моделей экономического роста
- 48 Модель расширенного воспроизводства
- 49 Совокупный спрос и совокупное предложение макроэкономическое равновесие
- 50 Современный институционализм и проблемы социально-экономического развития
- 52 Вопрос.
- 53 Вопрос
- 54 Вопрос кейнсианство
- 56 Вопрос.
- Вопрос 57
- 58 Вопрос
- 1. Понятие индекс развития человеческого потенциала
- 59 Вопрос
- 2. Научный вклад м.М. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 60Вопрос