Граница производственных и потребительских возможностей
Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаровилиуслуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.В данном случае точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихсяресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности илиальтернативные затраты.
Кривая производственных возможностей показывает:
1. Тенденции роста альтернативных издержекпроизводства в условиях увеличения производства одного из товаров.
2. Уровень эффективности производства.
можно построить кривую потребительских возможностей (кривую возможных полезностей). Отложим на горизонтальной оси полезность потребителя 1, а на вертикальной оси - полезность потребителя 2.
Точка 1 характеризует максимальную полезность для потребителя 1, точка 2 - для потребителя 2. Точка 3 оказывается внутри границы потребительских возможностей, она характеризует неэффективное распределение благ. Любая точка, которая находится на кривой потребительских возможностей является Паретто-эффективной, то есть улучшает или оставляет неизменным положение каждого потребителя. Точка 4 характеризует эффективное положение для потребителей, но недостижимое при данных запасах благ в экономике.
-
Содержание
- Предмет, функции и значение экономической теории.
- Методы экономической науки.
- Основные этапы развития экономической науки. Цели, методы.
- Общая характеристика хозяйственной деятельности
- Учение о среде жизнедеятельности человека
- Формы и модели общественного хозяйства
- Экономические законы развития общества
- Экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов
- Воспроизводство и его типы
- Предпринимательская деятельность, как специфический фактор производства
- Коммерческие и некоммерческие предприятия организации
- Бизнес, предпринимательство, распорядительство, коммерция
- Менеджмент. Маркетинг, как философия предпринимательской деятельности
- Производство и его общественный характер. Организационно экономические отношения
- Формы организации производства. Натуральное и товарное
- Модель человека в экономике
- Потребности и блага. Закон возвышения потребностей
- Мотивация хозяйственной деятельности людей. Интересы и стимулы
- Предельная и общая полезность блага, его ценность, стоимость
- Теория предельной полезности
- Экономический выбор общества. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость
- Собственность как экономическая категория
- Типы и формы собственности
- Права собственности. Пучок Оноре
- Государственная собственность и её роль в экономике
- Экономическая система: сущность и структура
- Критерии типологии экономических систем. Типы экономических систем
- Смешанная экономика. Модели смешанной экономики
- Переходная экономика. Особенности переходной экономики в России
- Разгосударствление и приватизация: сущность, цели, методы
- Субъекты рыночной экономики. Кругооборот ресурсов в рыночной экономике
- Товар и его свойства
- Исторический процесс возникновения и сущность денег
- Современные деньги. Функция денег
- Структура и инфраструктура рынка. Сущность и элементы
- Понятие рынка и эволюция взглядов на рынке. Границы развития рынка
- Классификация рынков. Основные направления развития рынка в условиях России
- Преимущества и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
- Спрос и предложение. Законы стоимости и предложения
- Параметры рыночной равновесия и факторы его динамики
- Закон убывающей предельной производительности. Потребительские предпочтения на рынке
- Двухмерная модель потребительского выбора. Равновесие потребителя
- Экономический смысл кривой безразличия и бюджетной линии
- Альтернативная модель потребительского выбора
- Реакция потрибителя на изменение его дохода и цены приобретения блага. Кривые Энгеля
- Эластичность спроса и предложения
- Производственная функция и её факторы
- Граница производственных и потребительских возможностей
- Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- Закон убывающей предельной производительности
- Общий, средний и предельные продукты
- Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масшаба
- Организация предпринимательской деятельности. Фирма
- Издержки фирмы: понятие и виды
- Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли
- Конкуренция и её роль в экономике. Виды конкуренции
- Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочной периодах (график)
- Несовершенная конкуренция. Рыночные ситуация в условиях несовершенной конкуренции.
- Монополия: понятие, особенности формирования предельного дохода
- Организационные формы монополий
- Особенности монопольно-конкурентного рынка. Полиполия
- Особенности олигопольного рынка
- Антимонопольное регулирование рынка
- Спрос на факторы производства
- Принципы замещаемости и дополняемости факторов производства
- Рента: сущность, виды, механизм образования
- Рынок труда и его особенности
- Заработная плата: сущность, функции. Занятость
- Индивидуальное предложение труда. Эффекты замещения и дохода
- Аренда и продажа-купля капитала. Понятия
- Рынок капитала. Капитал и процент как форма дохода
- Виды расходов фирм на капитал (инвестиций). Процентная ставка
- Кредитно-финансовый характер рынка капитала
- Рынок земли. Земельная рента
- Общее равновесие и благосостояние
- Распределение доходов и неравенство
- Внешние эффекты и общественные блага
- Национальная экономика как целое
- Кругооборот доходов и продуктов в открытой и закрытой экономике.