Рынок капитала. Капитал и процент как форма дохода
РЫ́НОК КАПИТА́ЛА, сфера спроса и предложения финансовых ресурсов, используемых в качестве инвестиций. Посредством рынка капитала большая часть денежных средств, поступающих от частных инвесторов, банков, пенсионных фондов, страховых компаний и др., вкладывается в коммерческие, производственные проекты, ценные бумаги или имущество в целях получения дохода. В деятельности рынка капитала участвуют также фондовые биржи, которые выпускают акции и облигации, выступающие в качестве капитала.
На практике основным средством получения собственного капитала является выпуск и продажа различного акций.
В состав рынка капитала входят разные сектора, различающиеся условиями купли-продажи денежного капитала: кредитный рынок, рынок акций и рынок долговых обязательств фирм (облигаций).
Цена на рынке капитала определяется взаимодействием предложения капитала со стороны владельцев сбережений и спроса со стороны фирм, нуждающихся в средствах для инвестиций. Величина спроса здесь определяется ситуацией на рынках товаров, выпускаемых фирмами, а также прибыльностью, с которой фирмы могут использовать средства, привлеченные с рынка капитала. Такая оценка производится на основе пересчета денежных сумм, затраченных или полученных в различные годы, к одному моменту времени. Предложение капитала зависит от размеров сбережений, срока отвлечения средств и риска инвестирования. Все эти факторы влияют как на размеры предложения, так и на цену, которую владельцы сбережений требуют от фирм за право пользования своими средствами. Как правило, чем выше риск инвестирования и дольше срок отвлечения средств, тем более высокой платы требуют владельцы сбережений.
Наличие и развитость рынка капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся.
Прцент как факторный доход: – это доход владельца такого фактора производства, как капитал.
Два значения процента:
1.) (широкое понятие) Процент – это доход, который приносит всякий капитал отданный взаём и воплощенный в денежной, материальной или нематериальной форме.
2.) (узкий смысл) Процент – это доход, который приносит всякий капитал отданный взаём только в денежной форме.
Доход от капитала – это приращение к первоначальной авансированной величине стоимости денежных, материальных или нематериальных активов.
Процент имеет качественную и количественную определённость. В количественном отношении процент рассматривается как абсолютная величина, т.е денежная сумма дохода от заемного капитала.
Спрос на капитал – это спрос фирм на производственный капитал, но проявляется он в виде спроса на деньги. Деньги, которые предоставляют предприятию во временное пользование называют судным капиталом. Ссудный процент – цена, выплачиваемая за использование денег.
Важным бывает установление процентных ставок. Верхнюю границу ставки процента составляет средняя норма прибыли в промышленности. Нижняя граница может упасть до 0. В пределах верхней и нижней границ ставка определяется соотношением спроса и предложения.
Основные виды ставки судного процента:
а) номинальная процентная ставка – выражена в денежной единице по текущему курсу.
б) реальная – это номинальная за вычетом уровня инфляции.
Ставка банковского капитала является ценой капитала. На её основе осуществляется расчёт дохода в форме процентов, которые могут быть получены от будущих процентов. Т.к. капитал – это производственный фактор длительного действия, то для его характеристики имеет важное значение фактор времени. Что бы решить выгодно капиталовложение или нет, предприятие должно сравнить ожидаемые доходы с издержками на инвестирование.
Факторы влияющие на динамику ссудного процента:
а) Степень риска на ссуду;
б) Срочность ссуды;
в) Размер ссуды;
г) Конкуренция;
Под капиталом понимают все, что приносит или способно приносить доход. Этот термин употребляется в отношении оборудования завода, фабрики, накопленной суммы денег, произведений искусства, таланта инженера и т.д. Нетрудно увидеть общее во всех приведенных примерах: Капитал - это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ. В предыдущей лекции мы уже говорили, что капитал - это главный элемент производства, выступающий в многообразных формах. Ряд экономистов (Дж. Робинсон, Р. Дорнбуш) рассматривают капитал как деньги, как универсальный товар делового мира.
В научном понимании между деньгами как деньгами и деньгами как капиталом существует глубокое различие. С момента своего появления деньги обслуживали обмен товаров, выполняли функцию средств обращения. Товаровладелец продавал свой товар ради приобретения другого товара или услуги. Обмен совершался по формуле Т - Д - Т. Деньги выполнили роль посредника, оценочного материала. И пока они существуют, до тех пор будут выступать в этой функции. В таком обмене в выигрыше оказываются обе стороны; каждый из товаровладельцев избавляется от излишнего (может быть не нужного ему лично) товара и на вырученные от его продажи деньги находит на рынке то, что ему необходимо для личного или производительного потребления. Конечно, и при такой форме товарного обращения в руках отдельных лиц могут накапливаться значительные суммы денег. Акты купли и продажи могут не совпадать во времени.
Капиталом деньги становятся лишь тогда, когда они пускаются в оборот ради наживы, для получения суммы, большей по сравнению с первоначально вложенной. Внешне общая формула движения капитала отличается от формулы товарного обращения перемещением составляющих величин. Теперь уже не деньги, а товар оказывается в положении посредника:
Д - Т - Д1. Купил - продал - заработал Д1 и показывает, что произошло наращивание первоначальной суммы, и, следовательно, цель достигнута.
Деньги использовались как капитал и в докапиталистических обществах и используются в современном мире. Формула движения капитала хорошо известна большинству молодых людей, а теперь уже и многим нашим подросткам. Приумножение капитала идет за счет разницы в ценах на различных рынках или в различных структурах.
Из общей формулы движения капитала можно сделать такие выводы:
1. Деньги есть первоначальная форма любого капитала. По Марксу - это его подвенечное платье, в котором он появляется на исторической арене.
2. Капитал есть самовозрастающая стоимость. Наращивание происходит в определенной экономической среде, т.е. при определенных условиях.
3. Источником добавочных денег является сфера обращения, т.е. торговля.
Последний вывод необходимо подвергнуть сомнению. Торговля всегда была и останется связующим звеном между производителями благ и их потребителями. Огромная важность этой сферы занятости людей состоит в том, что здесь через реализацию готовой продукции и услуг подготавливаются условия для непрерывности процесса производства и потребления. Одни продают средства производства и предметы личного или коллективного потребления, другие их покупают. Однако очевидно и то, что сфера обращения с точки зрения общества не может быть источником прибыли. Здесь ничто не создается вновь, а всего лишь реализуются реальные блага, создаваемые трудом людей в процессе производства. Конечно, через торговлю всегда происходит перераспределение богатства между народами и отдельными людьми. Одни богатеют, другие становятся беднее. Но величина реальных благ от этого не изменяется.
- Предмет, функции и значение экономической теории.
- Методы экономической науки.
- Основные этапы развития экономической науки. Цели, методы.
- Общая характеристика хозяйственной деятельности
- Учение о среде жизнедеятельности человека
- Формы и модели общественного хозяйства
- Экономические законы развития общества
- Экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов
- Воспроизводство и его типы
- Предпринимательская деятельность, как специфический фактор производства
- Коммерческие и некоммерческие предприятия организации
- Бизнес, предпринимательство, распорядительство, коммерция
- Менеджмент. Маркетинг, как философия предпринимательской деятельности
- Производство и его общественный характер. Организационно экономические отношения
- Формы организации производства. Натуральное и товарное
- Модель человека в экономике
- Потребности и блага. Закон возвышения потребностей
- Мотивация хозяйственной деятельности людей. Интересы и стимулы
- Предельная и общая полезность блага, его ценность, стоимость
- Теория предельной полезности
- Экономический выбор общества. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость
- Собственность как экономическая категория
- Типы и формы собственности
- Права собственности. Пучок Оноре
- Государственная собственность и её роль в экономике
- Экономическая система: сущность и структура
- Критерии типологии экономических систем. Типы экономических систем
- Смешанная экономика. Модели смешанной экономики
- Переходная экономика. Особенности переходной экономики в России
- Разгосударствление и приватизация: сущность, цели, методы
- Субъекты рыночной экономики. Кругооборот ресурсов в рыночной экономике
- Товар и его свойства
- Исторический процесс возникновения и сущность денег
- Современные деньги. Функция денег
- Структура и инфраструктура рынка. Сущность и элементы
- Понятие рынка и эволюция взглядов на рынке. Границы развития рынка
- Классификация рынков. Основные направления развития рынка в условиях России
- Преимущества и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
- Спрос и предложение. Законы стоимости и предложения
- Параметры рыночной равновесия и факторы его динамики
- Закон убывающей предельной производительности. Потребительские предпочтения на рынке
- Двухмерная модель потребительского выбора. Равновесие потребителя
- Экономический смысл кривой безразличия и бюджетной линии
- Альтернативная модель потребительского выбора
- Реакция потрибителя на изменение его дохода и цены приобретения блага. Кривые Энгеля
- Эластичность спроса и предложения
- Производственная функция и её факторы
- Граница производственных и потребительских возможностей
- Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- Закон убывающей предельной производительности
- Общий, средний и предельные продукты
- Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масшаба
- Организация предпринимательской деятельности. Фирма
- Издержки фирмы: понятие и виды
- Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли
- Конкуренция и её роль в экономике. Виды конкуренции
- Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочной периодах (график)
- Несовершенная конкуренция. Рыночные ситуация в условиях несовершенной конкуренции.
- Монополия: понятие, особенности формирования предельного дохода
- Организационные формы монополий
- Особенности монопольно-конкурентного рынка. Полиполия
- Особенности олигопольного рынка
- Антимонопольное регулирование рынка
- Спрос на факторы производства
- Принципы замещаемости и дополняемости факторов производства
- Рента: сущность, виды, механизм образования
- Рынок труда и его особенности
- Заработная плата: сущность, функции. Занятость
- Индивидуальное предложение труда. Эффекты замещения и дохода
- Аренда и продажа-купля капитала. Понятия
- Рынок капитала. Капитал и процент как форма дохода
- Виды расходов фирм на капитал (инвестиций). Процентная ставка
- Кредитно-финансовый характер рынка капитала
- Рынок земли. Земельная рента
- Общее равновесие и благосостояние
- Распределение доходов и неравенство
- Внешние эффекты и общественные блага
- Национальная экономика как целое
- Кругооборот доходов и продуктов в открытой и закрытой экономике.