Бизнес, предпринимательство, распорядительство, коммерция
Предпринимательство - это хозяйственная деятельность с использованием новаторства, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта.
Долгое время у нас этот термин игнорировался и вместо него использовался термин "хозяйственная деятельность". Возвращение в наш экономический язык термина "предпринимательство" означает признание необходимыми таких условий, как:
- действительная, а не формальная экономическая и юридическая самостоятельность хозяйствующих субъектов;
- свобода выбора хозяйственниками вида хозяйственной деятельности и агентов экономических отношений;
- признание права существования различных форм собственности, в том числе частной.
Предпринимательство характеризуется следующими чертами:
1) не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное - новаторство;
2) ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Деятельность, не связанная с ответственностью, это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению;
3) ориентация на достижение экономического и морального успеха.
Предпринимательство выполняет особые функции обеспечения развития и совершенствования экономики, ее постоянного обновления, создания инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей дорогу новому.
Наиболее распространены сегодня такие формы предпринимательства, как:
- индивидуальное;
- совместное (совместные предприятия - СП);
- рисковое (венчурное), т.е. инновационные фирмы - проводники и разведчики НТП.
Предпринимательство - одна из форм бизнеса, который чаще всего характеризуется как:
- дело (работа);
- любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду (афера - это тоже бизнес);
- система ведения дел или система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.
Бизнес - это система, охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое.
Суть системы бизнеса состоит в том, что каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в то же время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.
Об устойчивости и жизнеспособности системы бизнеса свидетельствует следующее:
- тенденция к развитию в целях укрепления и упрочения ее целостности;
- постоянное разрешение возникающих в системе противоречий между: предпринимателями и наемными работниками, потребителями и производителями товаров, частным предпринимательством и профсоюзами, частным предпринимательством и государственными властными структурами;
- высокий динамизм системы, создание новых моделей современного рыночного хозяйства, в том числе и модели "социально ориентируемой рыночной экономики".
Классификация форм бизнеса осуществляется на основе самых разнообразных критериев. Выделяют потребительский (домашнее хозяйство) и трудовой (сделки наемного труда и т.д.) бизнес. С учетом размеров различают мелкий, мельчайший, средний и крупный бизнес. По нормам собственности можно выделить частный, государственный, коллективный бизнес. С учетом сферы приложения капитала можно говорить о бизнесе в промышленности, торговле, образовании, аграрном хозяйстве и т.д. По степени интернационализации капитала можно выделить национальный и международный бизнес (транснациональные корпорации) и др. На основе развития организационных форм бизнеса выделяются простая кооперация, мануфактура, фабрика, акционерное общество, монополии, международные фирмы, полное товарищество, коммандитное или товарищество по вере, кооперативы, смешанное общество и т.д.
Распорядительство – поддержание активности среди персонала. Орга-низация должна быть вовлечена в движение. Благодаря возможности отдавать распоряжения, менеджер получает наилучшее из возможных выполнение зада-ний подчиненными. Это может быть достигнуто посредством личного приме-ра, знания о деле, знания о подчиненных. Таким способом руководитель под-держивает высокий уровень активности.
Коммерция (от лат.commercium — торговля)
в узком смысле — торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг;
в широком смысле — предпринимательская деятельность.
- Предмет, функции и значение экономической теории.
- Методы экономической науки.
- Основные этапы развития экономической науки. Цели, методы.
- Общая характеристика хозяйственной деятельности
- Учение о среде жизнедеятельности человека
- Формы и модели общественного хозяйства
- Экономические законы развития общества
- Экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов
- Воспроизводство и его типы
- Предпринимательская деятельность, как специфический фактор производства
- Коммерческие и некоммерческие предприятия организации
- Бизнес, предпринимательство, распорядительство, коммерция
- Менеджмент. Маркетинг, как философия предпринимательской деятельности
- Производство и его общественный характер. Организационно экономические отношения
- Формы организации производства. Натуральное и товарное
- Модель человека в экономике
- Потребности и блага. Закон возвышения потребностей
- Мотивация хозяйственной деятельности людей. Интересы и стимулы
- Предельная и общая полезность блага, его ценность, стоимость
- Теория предельной полезности
- Экономический выбор общества. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость
- Собственность как экономическая категория
- Типы и формы собственности
- Права собственности. Пучок Оноре
- Государственная собственность и её роль в экономике
- Экономическая система: сущность и структура
- Критерии типологии экономических систем. Типы экономических систем
- Смешанная экономика. Модели смешанной экономики
- Переходная экономика. Особенности переходной экономики в России
- Разгосударствление и приватизация: сущность, цели, методы
- Субъекты рыночной экономики. Кругооборот ресурсов в рыночной экономике
- Товар и его свойства
- Исторический процесс возникновения и сущность денег
- Современные деньги. Функция денег
- Структура и инфраструктура рынка. Сущность и элементы
- Понятие рынка и эволюция взглядов на рынке. Границы развития рынка
- Классификация рынков. Основные направления развития рынка в условиях России
- Преимущества и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
- Спрос и предложение. Законы стоимости и предложения
- Параметры рыночной равновесия и факторы его динамики
- Закон убывающей предельной производительности. Потребительские предпочтения на рынке
- Двухмерная модель потребительского выбора. Равновесие потребителя
- Экономический смысл кривой безразличия и бюджетной линии
- Альтернативная модель потребительского выбора
- Реакция потрибителя на изменение его дохода и цены приобретения блага. Кривые Энгеля
- Эластичность спроса и предложения
- Производственная функция и её факторы
- Граница производственных и потребительских возможностей
- Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- Закон убывающей предельной производительности
- Общий, средний и предельные продукты
- Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масшаба
- Организация предпринимательской деятельности. Фирма
- Издержки фирмы: понятие и виды
- Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли
- Конкуренция и её роль в экономике. Виды конкуренции
- Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочной периодах (график)
- Несовершенная конкуренция. Рыночные ситуация в условиях несовершенной конкуренции.
- Монополия: понятие, особенности формирования предельного дохода
- Организационные формы монополий
- Особенности монопольно-конкурентного рынка. Полиполия
- Особенности олигопольного рынка
- Антимонопольное регулирование рынка
- Спрос на факторы производства
- Принципы замещаемости и дополняемости факторов производства
- Рента: сущность, виды, механизм образования
- Рынок труда и его особенности
- Заработная плата: сущность, функции. Занятость
- Индивидуальное предложение труда. Эффекты замещения и дохода
- Аренда и продажа-купля капитала. Понятия
- Рынок капитала. Капитал и процент как форма дохода
- Виды расходов фирм на капитал (инвестиций). Процентная ставка
- Кредитно-финансовый характер рынка капитала
- Рынок земли. Земельная рента
- Общее равновесие и благосостояние
- Распределение доходов и неравенство
- Внешние эффекты и общественные блага
- Национальная экономика как целое
- Кругооборот доходов и продуктов в открытой и закрытой экономике.