Введение
Все устремления бизнесмена, желающего преуспеть – в завтрашнем дне («сегодня» уже произошло). Решение менеджера предполагает наилучший выбор – на завтра. Стремление маркетолога найти «своего» покупателя – ориентировано на того, кто еще придет. Прибыль, конкуренты, качество работы и товара – предполагаются, т.е. ожидаются в будущем.
Короче: знание будущего, предвидение, прогнозирование и планирование необходимы бизнесу как воздух. И люди бизнеса – предприниматели, руководители фирм, специалисты по рекламе – стараются предвидеть как умеют.
Целью любого прогноза является уменьшение того уровня неопределенности, в пределах которого приходится принимать решение. Как в таких условиях принять наилучшее решение и призваны показать методы, рассмотренные в этом пособии. Предсказания будущих исходов редко оказываются точными, поэтому человек, занимающийся прогнозированием, может лишь пытаться, насколько это возможно, смягчить последствия от неизбежных ошибок.
Все предприятия функционируют в условиях неопределенности, но, вопреки этому, их менеджеры должны принимать решения, оказывающие влияние на будущее предприятия. Обоснованные предположения о будущем ценнее необоснованных. В этом пособии приводятся пути построения прогнозов и планов, которые основываются на логических методах использования порожденных естественными процессами данных.
Практически каждое предприятие (частное или государственное, большое или малое) явно или неявно пользуется прогнозами, так как оно должно планировать будущее, о котором пока ничего не знает. Необходимость в прогнозах пронизывает все функциональные линии предприятия. Прогнозы необходимы в финансировании, маркетинге, подборе кадров и различных производственных областях, в правительственных и коммерческих организациях.
Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Т.е. все методы прогнозирования построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. В действительности же подобное предположение не выполняется в полной мере. Поэтому полученный прогноз будет неточен. Следовательно, аппарат прогнозирования должен воприниматься лишь как инструмент, используемый для принятия наилушего решения.
Прогнозирование – это научно-аналитический этап планирования. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. Цель этого пособия – научить основным методам прогнозирования.
- Учебно-методическое пособие
- 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере обслуживания)»
- Содержание
- Введение
- 1. Цели и задачи дисциплины Цели преподавания дисциплины
- Задачи дисциплины
- 2. Содержание и структура дисциплины
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Конспект лекций
- Тема 1. Методология и теория прогнозирования в управлении
- Тема 2. Анализ объекта прогнозирования
- Тема 3. Методы научного прогнозирования
- Тема 4. Прогнозирование социального развития
- Тема 5. Прогнозирование развития науки и техники
- Тема 6. Теоретические основы анализа результатов прогнозирования
- Тема 7. Прогнозирование спроса на услуги как основа развития деятельности предприятия
- 3.2. Содержание практических занятий
- Тема 1. Методология и теория прогнозирования в управлении
- Тема 2. Анализ объекта прогнозирования
- Тема 3. Методы экстраполяции в краткосрочном прогнозировании
- Задания для самостоятельной работы студентов
- 4. Библиографический список
- 4.1. Основная литература
- 4.2. Дополнительная литература
- 4.3. Электронные ресурсы
- 4.4. Программное обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий
- 5. Методические рекомендации для преподавателя
- 5.1. Учебно-методическая карта дисциплины
- 6. Методические указания для студентов
- 6.1. Требования технологической карты контроля
- 6.2. Требования к итоговой аттестации студентов
- 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8. Итоговый тест по дисциплине приложения
- Пример решения типовой задачи
- Построение аддитивной модели временного ряда.
- Пример решения типовой задачи
- Компьютерная технология предварительного анализа, аналитического выравнивания и прогнозирования уровней временных рядов
- Автокорреляционная, частная автокорреляционная и взаимная корреляционная функции
- Компьютерная технология предварительного анализа данных при обработке временных рядов
- Общие сведения об аппроксимации временных рядов с помощью аналитических функций
- Оценка адекватности, точности и надежности моделей тренда
- Компьютерная технология прогнозирования уровней временного ряда на основе выбора наилучшей кривой роста. Определение доверительных границ прогноза