logo search
Ответы Борисов

9. Классическая теория заработной платы.

Для описания процесса формирования ставки заработной платы Смит использует две основные теории – теорию фонда заработной платы и теорию средств существования.

Теория фонда заработной платы (ФЗП)

Это теория короткого периода, акцент сделан на анализе спроса. ФЗП (по Смиту) – это те запасы продуктов и товаров первой необходимости, потребляемые рабочими, которые предприниматели выделяют в текущем периоде из капитала для оплаты труда.

Заработная плата (W) – это частное деления ФЗП на количество работников.

W=ФЗП/L, где L- количество работников

Рассмотрим рынок труда

Площадь указанных прямоугольников одинакова, т.к. кривая D имеет единичную эластичность на всем своем протяжении. Предприниматели, решая вопрос о величине собственного потребления, определяют таким образом величину реального ФЗП, поскольку все продукты, не потребленные предпринимателями, будут использованы для выплаты вознаграждения рабочим. После всего этого уровень реальной заработной платы рабочих будет зависеть только от их количества.

Таким образом, согласно теории ФЗП ставка заработной платы в коротком периоде определяется: а) количеством предметов потребления, производимых в стране в течение года; б) «аппетитами» капиталистов; в) количеством работников.

Теория средств существования

Анализ предложения труда и анализ длительного периода. В теории предусматривается, что существует прожиточный минимум W* – это такая ставка заработной платы, при которой работники получают ровно столько, сколько им необходимо для нормального существования их семей. Она обеспечивает неизменное количество работников в длительном периоде.

Если Wt> W*,то работники получают больше → увеличивается рождаемость, уменьшается смертность → предложение работников растет. Тогда Wt будет падать пока Wt= W*.

Если Wt< W*, то уровень жизни низок → снижается предложение труда → Wt растет пока Wt= W*.

Рис.1 Рис.2

Рис.1 При L1 : Wt< W*, при L2 Wt> W*. (повторяются выше перечисленные последствия)

Рис.2 Предположим, что предприниматели стали более заинтересованы в труде → увеличится спрос на труд.