Характеристика рыночных структур
Рыночная структура | Число фирм | Характер продукции | Условия вступления в рынок | Доступ к инфор мации | Контроль над ценой | Примеры отрасли, рынка |
Совершен ная конкурен ция | Очень боль шое | Однород ная | Очень легкие | Равный доступ | Отсутст вует | Рынок ценных бумаг, сельское хозяйство |
Монополис тическая конкурен ция | Много | Разнород ная | Сравни тельно легкие | Некото рые ограни чения | Некото рый, но ограни ченный | Сеть рес торанов, сфера бан ковских услуг |
Олигополия | Несколь ко | Однород ная или дифференцирован ная | Отдель ные пре пятст вия | Некото рые ограни чения | Ограни ченный взаимной зависимо стью | Производ ство алю миния, ста ли, автомо билей, сигарет |
Монополия | Одна | Уникаль ная | Жесткие барьеры | Ограни чения | Значитель ный | Предпри ятия обще ственного значения |
Совершенная конкуренция — это рыночная структура, которая характеризуется большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, возможностью свободного входа и выхода из рынка, отсутствием контроля над ценами и равной для всех участников рынка доступностью информации. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции выполняются следующие условия:
1) множество конкурирующих продавцов реализует стандартизированную продукцию многим покупателям;
2) каждая фирма имеет менее 1% общего объема продаж за любой период;
3) отдельные фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга;
4) информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий;
5) не существует ограничений для входа в рынок и выхода из него.
Антиподом совершенной конкуренции является чистая монополия — модель, при которой одна фирма становится единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей, и когда проникновение в отрасль других фирм практически невозможно из-за существующих барьеров.
Между двумя крайними состояниями — совершенной конкуренцией и чистой монополией выделяют промежуточные рыночные структуры — монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополистическая конкуренция — рыночная структура, которая характеризуется довольно большим числом фирм, выпускающих схожую, но не идентичную продукцию, при сравнительно легких условиях входа и выхода из рынка и ограниченном контроле над ценами.
Олигополия — ситуация, когда имеется небольшое количество фирм, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию.
Следует отметить, что названные виды экономических структур представляют собой типовые схемы или модели, соответствующие реальным ситуациям рынка. Однако в чистом виде они, как правило, не существуют. Все виды рыночных структур в известной мере являются абстракциями, но абстракциями, носящими научный характер. Реально существующие модели рынка обычно представляют собой некую смесь совершенной конкуренции и монополии с преобладанием того или другого начала.
Но иногда рыночные структуры делят на две группы: идеальные и реальные. К первой относят совершенную конкуренцию и монополию, ко второй — монополистическую конкуренцию и олигополию. Идеальные модели позволяют изучить поведение фирм при заранее определенной системе ограничений, определить оптимальный вариант выбора. Сравнивая идеальные рынки с реальными, мы получаем информацию о реакции фирм на изменение рыночных условий.
Целью выделения отдельных типов рыночных структур является изучение особенностей поведения фирм в различных ситуациях в отношении цены, объема производства, прибыли. При этом делают два основных допущения: фирма выпускает только один продукт; единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде.
- Система открытого образования
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя 8
- Тема2. Теория производства фирмы 33
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства 125
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия 180
- Введение
- Тема 1. Основы теории поведения потребителя Лекция 1. Кардиналистский и ордоналистский подходы к оценке полезности. Предпочтения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Предельная и общая полезность яблок (в ютилях)
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Комбинации благ а и в, имеющие одинаковую полезность для потребителя х (гипотетические данные)
- Бюджетные ограничения потребителя
- Комбинации благ а и в, доступные покупателю с доходом 12 денежных единицах (условные данные)
- Лекция 2. Равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода
- Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса вследствие снижения цен
- Контрольные вопросы по теме № 1 "Основы теории поведения потребителя"
- Тема2. Теория производства фирмы Лекция 3. Кругооборот факторов производства
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Структура фондов предприятия
- Лекция 4. Производственная функция. Взаимозаменяемость факторов производства
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Варианты комбинаций производственных факторов (капитала и труда) для заданного объема выпуска (10 единиц)
- Продукт фирмы: общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Контрольные вопросы по теме №2 "Теория производства фирмы"
- Тема 3. Издержки производства Лекция 5. Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Динамика издержек фирмы в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения себестоимости
- Контрольные вопросы по теме №3 "Издержки производства"
- Тема 4. Доходы фирмы Лекция 6. Доходы фирмы
- Доход фирмы и его виды
- Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Контрольные вопросы по теме №4 "Доходы фирмы"
- Тема 5. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции Лекция 7. Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Контрольные вопросы по теме №5 "Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции"
- Тема 6. Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции Лекция 8. Подходы к трактовке понятия несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях чистой монополии
- Лекция 9. Монополистическая конкуренция
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Лекция 10. Олигополия
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Контрольные вопросы по теме №6 "Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции"
- Тема 7. Ценообразование на факторы производства Лекция 11. Рынок ресурсов
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Лекция 12. Рынок труда
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Лекция 13. Рынок капитала. Инвестиции. Рынок ценных бумаг
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- , Отсюда ,
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Лекция 14. Рынок природных ресурсов
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- 1000 Денеж.Ед.
- Контрольные вопросы по теме № 7 «Ценообразование на факторы производства»
- Тема 8. Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия Лекция 15. Механизм микроэкономического регулирования
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования развития фирмы: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Лекция 16. Государственное регулирование деятельности предприятия
- Контрольные вопросы по теме № 8 «Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия»
- Экзаменационные вопросы.
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.