Двухмерная модель потребительского выбора. Равновесие потребителя
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.
Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).
Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.
Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).
Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).
Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого, называется потребительским равновесием.
Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).
Различают полезность общую и предельную.
Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).
Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).
Рациональность поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой. Математически этот принцип можно представить в виде универсального уравнения
Правая часть уравнения отражает соотношение цен двух товаров, которые не зависят от поведения отдельного покупателя, левая часть — субъективные оценки отдельного покупателя о предельной полезности товаров хну.
Развитие теории потребительского поведения легло в основу создания в экономической науке концепции "бюджетных линий и кривых безразличия".
Эта концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон:
с точки зрения ограниченности дохода потребителя;
с точки зрения его желания иметь из наличного набора товаров каждый, который ему представляется равноценным.
В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и кривых безразличия.
Бюджетная линия — линия, являющаяся геометрическим местом расположения комбинаций количества товаров, которые могут быть куплены на заданный бюджет. Таким образом, бюджетная линия указывает пределы индивидуального потребления.
Линия cd — новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов питания и одежды купит потребитель при снижении его дохода до уровня Сх ,
Линия uh — новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов питания и одежды купит потребитель при увеличении его дохода до уровня С 2 .
Для любых точек координатной плоскости, расположенных ниже бюджетной линии kl , комбинации набора единиц одежды и продуктов питания достижимы, если потребитель будет тратить свой бюджет С ], С2, С0 не полностью.
Все точки, расположенные выше бюджетных линий (например, т), свидетельствуют о том, что на приобретение данного набора товаров расходуются суммы, превышающие уровни Съ С 2 , С0.
Таким образом, со снижением дохода потребителя при неизменных ценах на товары бюджетная линия аЬ параллельно смещается вниз и, наоборот, с ростом дохода бюджетная линия смещается вверх. Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (понизятся), положение бюджетной линии останется неизменным.
Бюджетные линии показывают возможность покупки того или иного товара потребителем при сложившемся уровне дохода, но не учитывают при этом желания потребителя. Предпочтения потребителей исследуются с помощью кривых безразличия
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность. Соизмерение потребностей предполагает в данном случае не количественное их измерение, а лишь ранжирование.
Чтобы описать предпочтение потребителя по всем наборам продуктов, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, изображают все кривые безразличия — так называемую карту кривых безразличия (рис.).Совокупность кривых безразличия, отражающих конкретные комбинации товаров для потребителя, называется картой кривых безразличия.
На рис. 3 бюджетная линия аЬ характеризует все товары, при покупке которых общая сумма затрат равна доходу потребителя. Она показывает реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров.
Кривые безразличия А , В, С, или кривые равных полезностей, соответствуют комбинациям товаров для потребителя. При этом кривая А указывает на неполное использование бюджета в целях удовлетворения потребностей потребителя.
Кривая С находится за пределами бюджетной линии, т. е. потребление на этом уровне превышает возможности бюджета данного потребителя.
Точка касания Е бюджетной линии аЬ с кривой безразличия В указывает на максимальную полезность использования бюджета и свидетельствует о потребительском равновесии. В этой точке совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета. Положение точки Е зависит от увеличения (уменьшения) дохода потребителя и относительного изменения цен на одежду и продукты питания. Если, например, доход потребителя возрастает, то бюджетная линия сместится параллельно вверх, и точка Е окажется на одной из кривых безразличия, лежащей выше кривой В, т. е. в нашем случае на кривой С.
Кривая С характеризует предпочтительные комбинации товаров (услуг) для потребителя с целью удовлетворения его потребностей. При снижении дохода возникнет обратная ситуация, т. е. точка Е окажется ниже кривой В, т. е. на кривой А. Здесь кривая А менее предпочтительна для потребителя.
Использование теории предпочтения, бюджетных ограничений и кривых безразличия позволяет решить проблему потребительского выбора. Оптимальный набор потребительских товаров (услуг) должен отвечать двум требованиям:
находиться на бюджетной линии;состоять из наиболее предпочтительного сочетания товаров. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии.
- Предмет, функции и значение экономической теории.
- Методы экономической науки.
- Основные этапы развития экономической науки. Цели, методы.
- Общая характеристика хозяйственной деятельности
- Учение о среде жизнедеятельности человека
- Формы и модели общественного хозяйства
- Экономические законы развития общества
- Экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов
- Воспроизводство и его типы
- Предпринимательская деятельность, как специфический фактор производства
- Коммерческие и некоммерческие предприятия организации
- Бизнес, предпринимательство, распорядительство, коммерция
- Менеджмент. Маркетинг, как философия предпринимательской деятельности
- Производство и его общественный характер. Организационно экономические отношения
- Формы организации производства. Натуральное и товарное
- Модель человека в экономике
- Потребности и блага. Закон возвышения потребностей
- Мотивация хозяйственной деятельности людей. Интересы и стимулы
- Предельная и общая полезность блага, его ценность, стоимость
- Теория предельной полезности
- Экономический выбор общества. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость
- Собственность как экономическая категория
- Типы и формы собственности
- Права собственности. Пучок Оноре
- Государственная собственность и её роль в экономике
- Экономическая система: сущность и структура
- Критерии типологии экономических систем. Типы экономических систем
- Смешанная экономика. Модели смешанной экономики
- Переходная экономика. Особенности переходной экономики в России
- Разгосударствление и приватизация: сущность, цели, методы
- Субъекты рыночной экономики. Кругооборот ресурсов в рыночной экономике
- Товар и его свойства
- Исторический процесс возникновения и сущность денег
- Современные деньги. Функция денег
- Структура и инфраструктура рынка. Сущность и элементы
- Понятие рынка и эволюция взглядов на рынке. Границы развития рынка
- Классификация рынков. Основные направления развития рынка в условиях России
- Преимущества и недостатки рынка. Роль государства в рыночной экономике
- Спрос и предложение. Законы стоимости и предложения
- Параметры рыночной равновесия и факторы его динамики
- Закон убывающей предельной производительности. Потребительские предпочтения на рынке
- Двухмерная модель потребительского выбора. Равновесие потребителя
- Экономический смысл кривой безразличия и бюджетной линии
- Альтернативная модель потребительского выбора
- Реакция потрибителя на изменение его дохода и цены приобретения блага. Кривые Энгеля
- Эластичность спроса и предложения
- Производственная функция и её факторы
- Граница производственных и потребительских возможностей
- Трудовая теория стоимости. Закон стоимости
- Закон убывающей предельной производительности
- Общий, средний и предельные продукты
- Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масшаба
- Организация предпринимательской деятельности. Фирма
- Издержки фирмы: понятие и виды
- Выручка и прибыль. Принципы максимизации прибыли
- Конкуренция и её роль в экономике. Виды конкуренции
- Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочной периодах (график)
- Несовершенная конкуренция. Рыночные ситуация в условиях несовершенной конкуренции.
- Монополия: понятие, особенности формирования предельного дохода
- Организационные формы монополий
- Особенности монопольно-конкурентного рынка. Полиполия
- Особенности олигопольного рынка
- Антимонопольное регулирование рынка
- Спрос на факторы производства
- Принципы замещаемости и дополняемости факторов производства
- Рента: сущность, виды, механизм образования
- Рынок труда и его особенности
- Заработная плата: сущность, функции. Занятость
- Индивидуальное предложение труда. Эффекты замещения и дохода
- Аренда и продажа-купля капитала. Понятия
- Рынок капитала. Капитал и процент как форма дохода
- Виды расходов фирм на капитал (инвестиций). Процентная ставка
- Кредитно-финансовый характер рынка капитала
- Рынок земли. Земельная рента
- Общее равновесие и благосостояние
- Распределение доходов и неравенство
- Внешние эффекты и общественные блага
- Национальная экономика как целое
- Кругооборот доходов и продуктов в открытой и закрытой экономике.