logo

§ 4. Рыночные механизмы: цены и конкуренция

Рыночная система функционирует, во-первых, как меха­низм учета многочисленных решений, принимаемых собствен­никами товаров, денег и доходов. Во-вторых, рыночная систе­ма одновременно выступает и механизмом осуществления этих решений в процессе движения потоков товаров и денежных доходов.

рынок и цены

Собственники, производители и потребители в рыночной системе «общаются» на языке цен, прибылей и убытков и с его помощью решают общие для всей экономики проблемы: ЧТО, КAK и ДЛЯ КОГО производить. Механизм формирования цен - это процесс взаимодействия производителей и покупа­телей товаров, предложения и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, дик­тует количество и качество, уровень затрат при выпуске и тех­нологии собственно выпуска. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижа­ется, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит рав­новесие спроса и предложения. Излишек тех или иных това­ров на рынке вынуждает их собственников снижать цены, что­бы продать, а снижение цен - непререкаемое свидетельство того, что выпуск этих товаров следует сократить. Такой меха­низм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определять цену потребительских товаров, капитальных ресурсов, земли и недвижимости. Даже различные виды человеческого труда, интеллекта, знаний, образования и квалификации имеют свою цену, именуемую «заработной платой». Рынок земли, недвижимости и капита­лов - это сфера рынков экономических ресурсов, факторов производства. Каждый вид ресурса имеет свою цену и при наличии спроса и использования их в производстве приносит их владельцам доходы в виде ренты на землю, арендной платы от недвижимости, процентов (прибыли) на капитал. «Монар­хом» здесь являются деньги: они выступают в форме доходов и опосредуют движение товарных потоков в виде потребитель­ских благ и производственных ресурсов; наконец, именно деньги в ценовой форме обеспечивают сбалансированность всех экономических потоков. Ведь в этих потоках все имеет Цену и соизмеряется в деньгах. Движение цен, их повышение или снижение - это уникальный способ коммуникации. Он без каких-либо затрат, издержек и необычайно быстро распро­страняет информацию, важнейшие сведения, необходимые Для людей в мире экономики. Оперативная, обширная и в то Же время компактная информация, содержащаяся в ценах, свидетельствует о дефицитности или переполненности рынков товаров и ресурсов. Уровень рыночных цен содержит более чем полную информацию об издержках производства любого товара или ресурса, об их качестве и количестве, о технологиях выпуска и перспективах на будущее.

Именно рыночные цены выступают или вознаграждением за трудовые усилия или успехи в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор или просчет в экономических решениях. Цена зачастую оказывается единственным арбитром и свидетелем убытков и банкротства. Независимо от того, нравится это кому-то или вызывает мно­го отрицательных эмоций, но цены, деньги и определяемые ими доходы выступают наиболее сильной и безальтернатив­ной мотивацией человеческого поведения в мире экономики.

Рыночная конкуренция

Как и ценообразование, конкуренция является «собира­тельным», многосложным процессом регулирования потоков товаров, денег и доходов. В этой связи ее чаще всего отождеств­ляют с борьбой «фурий частного интереса». Основанием для суждений такого рода служит то, что в данной формуле вопло­щена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Однако это далеко не полная характеристика конку­ренции. «Рынок» и «конкуренция» в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содер­жание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентно­го» и «неконкурентного» рынков. Конкуренция или конкурен­тный рынок - это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: по­пытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и зат­рудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество това­ров, повышать их цену и собственные доходы. Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участник представляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков практически невозможно. В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регу­лирующим механизмом рынка. Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они опре­деляются чисто экономическими факторами конкурентно­способности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совер­шенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг.

В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процес­сом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые това­ры и способы их производства, более прогрессивные техноло­гии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную другими разницу между нынешними ценами фак­торов производства и будущими ценами товаров, которые мо­гут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с поте­рей доходов. В этом одна из причин неприязни людей к рынку и конкуренции.

Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая прежде всего неэффективные, не способ­ные к соревнованию виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, так как необходимо постоянно поддерживать высокую дело­вую активность, искать новые возможности роста и совер­шенствования.

Парадокс конкуренции. Неконкурентный рынок. Монополия

Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает возможность перерождения конкуренции в свою противоположность — монополию. Успех в конкурентном про­тивостоянии, экономические прибыли, технические новше­ства и растущие масштабы выпуска при снижающихся издер­жках - вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступает первоначально расшире­ние масштабов, а затем контроль объема предложения с помо­щью рыночных цен, принудительно устанавливаемых в инте­ресах монополиста.

Неконкурентные рынки формируются также в форме так называемых «естественных монополий». Это относится к рын­кам уникальных сырьевых ресурсов, собственность которых монополизирована в руках государства или частных владель­цев. Рынками естественных монополий выступают также та­кие отрасли, как коммунальное хозяйство, энергетические си­стемы, отрасли связи и т.п., где конкуренция нецелесообразна и цены устанавливаются по принципу «социальной целесооб­разности».

Все виды неконкурентных рынков, монополий или тенден­ции к монополизации выступают объектом особого - антимо­нопольного - регулирования со стороны государства, что будет рассмотрено в соответствующей главе.