14. Рыночный механизм. Установление и динамика рыночной цены.
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.
Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.
Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:
Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).
Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.
Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.
Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.
Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.
Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).
Цена– денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.
Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.
Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
- 17. Сущность и виды издержек производства. Постоянные и переменные издержки.
- 34. Рынок труда и его особенности. Сущность, виды и формы занятости.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции налогов. Принципы налогообложения.
- 28. Виды и способы взимания налогов. Кривая а.Лаффера.
- 26. Государственный бюджет и проблема его сбалансированности.
- 39. Доходы населения, их виды и источники формирования.
- 40. Сущность, цели, типы и методы государственного регулирования экономики (грэ). Экономические функции гос-ва.
- 8. Социально-экономическая сущность отношений собственности.
- 22. Развитие товарного производства, возникновение и история денег. Теории происхождения денег. Функции и виды денег.
- 35. Безработица: сущность, причины, виды и последствия. Закон Оукена.
- 36. Экономические основы заработной платы. Системы и формы зарплаты.
- 37. Социальное развитие и социальная политика государства. Качество и уровень жизни населения.
- 38. Социальная политика Республики Беларусь и её перспективы.
- 12. Теория спроса. Эластичность спроса.
- 10. Инфраструктура рыночной экономики.
- 11. Сущность и виды конкуренции. Модели рыночных структур (совершенная конк., монополистическая, олигополия, монополия).
- 32. Инфляция: понятие, причины, виды. Измерение темпов инфляции.
- 33. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика гос-ва. Особенности в рб.
- 29. Налоги и налоговая политика в Республике Беларусь.
- 21. Сущность, типы и факторы экономического роста. Проблема измерения экономического роста.
- 13. Теория предложения. Эластичность предложения.
- 1. Предмет, метод, объект, функции и структура экономической теории.
- 9. Понятие и условия функционирования рынка. Функции и виды рынков. Преимущества и недостатки рыночной организации хоз-ва.
- 5. Сущность, факторы и цели экономической системы. Типы и модели современных рыночных экономических систем.
- 6. Классификация и характеристика экономических систем.
- 31. Цикличность развития экономики. Характеристика фаз экономического цикла.
- 16. Основные формы организации предпринимательской деятельности (единоличное владение, товарищество, ооо, одо, ао, кооператив, фонд).
- 20. Основные макроэкономические показатели. Способы расчёта национального продукта.
- 21. Сущность, типы и факторы экономического роста. Проблема измерения экономического роста.
- 2. Производство как материальная основа развития человеческого общества.
- 3. Экономические ресурсы как факторы производства.
- 14. Рыночный механизм. Установление и динамика рыночной цены.
- 30. Цена как экономическая категория, функции цен, методы ценообразования, виды цен. Ценовая политика.
- 25. Сущность, структура и принципы построения финансовой системы страны.
- 19. Сущность, структура и цели национальной экономики. Экономический потенциал и нац. Богатство страны.
- 15. Сущность, виды и функции предпринимательства.
- 23. Денежный рынок и его равновесие. Закон денежного обращения.
- 18. Доход, прибыль, рентабельность на предприятии.
- 24. Денежно-кредитная политика государства.