1.2 Характеристика содержания отдельных разделов бизнес-плана
Резюме
Предельная простота и минимум специальных терминов. В этом разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках.
По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий, определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Цели и задачи
Здесь должен быть приведен анализ идеи. Необходимо проанализировать факторы, вызвавшие появление идеи и её привлекательности. Как они будут развиваться в дальнейшем. Сильные и слабые стороны идеи - это те характеристики идеи, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.
Здесь необходимо рассмотреть следующие факторы:
-организационные (правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных);
-маркетинговые (место расположения, маркетинговый комплекс, рынок его сегмент, конкуренты, чем продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной);
-технические (производственные фонды: состояние и ресурсы );
-финансовые (наличие собственных средств);
-кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько идея отвечает идеям, знаниям и умениям предпринимателя).
Закончив оценку, необходимо приступить к формулированию целей и задач. Этот процесс состоит из 2-х этапов. Во-первых, необходимо установить, какой именно бизнес ведётся - задача более трудная, чем может показаться на первый взгляд, и затем определить главные, количественно определенные цели на перспективу, отражающие стремления в бизнесе, и определить те, которые из них реально достижимы.
Решив проблему с целями и задачами, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и сформулировать оперативные планы.
Описание предприятия и его товаров (услуг)
В этом разделе описываются все товары и услуги, которые производит фирма. В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:
1) Какие товары (услуги) предлагаются фирмой?
2) Название товара.
3) Какие потребности призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?
4) Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
5) На каких рынках, и каким образом они продаются?
6) Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?
7) Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?
Рассмотрение рынков сбыта товаров и услуг
Одна из основных задач фирмы - определение ёмкости каждого конкретного рынка для каждого товара (услуги). Эти показатели будут характеризовать возможные объёмы сбыта. При этом необходимо учитывать, что при анализе ёмкости рынка необходимо произвести оценку:
1.Потенциальной ёмкости рынка, т.е. общего количества товаров которые покупатели данного рынка могут приобрести за определённое время.
2.Потенциального объёма продаж, т.е. той доли потенциального рынка, которую предприниматель в принципе может захватить и соответственно того максимального количества товаров, на реализацию которого он может рассчитывать при его возможностях. В итоге такого анализа предприниматель сможет потенциально определить количество клиентов, на которое ему можно рассчитывать, но рассчитывать не значит, их получить поэтому нужна ещё и реальная оценка рынка.
3.Реального объёма продаж, необходимо оценить сколько реально предприниматель сможет продать (выручить) за оказанные услуги при имеющихся условиях его деятельности, возможных затратах и тому уровню цен, который он намерен установить и главное как этот показатель может изменяться месяц за месяцем, квартал за кварталом на несколько лет вперёд.
При исследовании рынка следует в первую очередь определить тип рынка по каждому товару или услуги. С этой целью предлагается следующая классификация рынков:
1.Бесплодный рынок, т.е. рынок, не имеющий перспектив для реализации рассматриваемых товаров или услуг.
2. Основной рынок, где реализуется основная часть товаров и услуг.
3.Дополнительный рынок, который поглощает небольшую часть товаров (услуг).
4. Растущий рынок, т.е. имеющий реальные возможности для роста объёмов реализации товаров.
5.Потенциальный рынок, т.е. имеющий перспективы реализации товаров, однако, при определённых условиях.
6.Избирательный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации.
7.Прослоечный рынок (вялый, не активный), на котором торговые операции не стабильны, но имеются перспективы превращения его в активный рынок при определённых условиях, однако он может стать и бесплодным рынком.
Составление плана маркетинга
Этот раздел плана состоит из нескольких частей:
1.Описание структуры рынка. Принципиально важно, чтобы будущий успех предполагаемого проекта был обоснован соответствующей ситуацией на рынке данного товара, с доказательством того, что спрос на товар или услугу этого вида либо не удовлетворен, либо удовлетворен, но с худшим качеством, и т.д. Для этого надо осуществить несколько этапов:
- анализ предшествующих этапов развития данного рынка;
- оценка текущего состояния дел в данной сфере экономики;
- прогноз развития производства в данной сфере.
2.Оценка собственных возможностей данного предприятия в этой сфере. Необходимо сначала сделать общую оценку потенциальной емкости данного рынка, т.е. определить общую стоимость товаров. Эта величина будет определяться различными факторами - социальные, национально-культурные, климатические, сезонные и экономические.
Оценка потенциальной суммы продаж непосредственно данного предприятия. Ориентировочная сумма продаж позволит рассчитать и максимальную выручку от реализации.
Оценка потенциальных конкурентов на рынке. Для этого необходимо определить крупных производителей аналогичной продукции.
3.Вопросы маркетинга, связанные с разработкой его стратегии и тактики - научно-технической, товарной, ценовой, сбытовой, рекламной. Необходимо определить систему распространения товаров - через собственные фирменные магазины, а затем и проектную рентабельность предприятия.
Составление плана производства
Главная задача - показать своим потенциальным партнёрам, что фирма будет в состоянии реально производить потребное количество товаров в нужные сроки и с необходимым качеством. Иными словами предпринимателю здесь необходимо доказать, что он может организовать эффективное производство.
Данные этого раздела желательно привести в перспективе на два, три года вперёд, а для крупных фирм даже на четыре, пять лет. Очень полезным элементом планирования здесь может стать составление схемы производственных потоков по фирме. На ней должно быть последовательно показано: откуда, как и в каком количестве будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий; в каких цехах или фирмах-смежниках, по каким технологиям будут перерабатываться в продукцию, выпускаемую фирмой, как и куда эта продукция будет поставляться.
Внешние эксперты будут рассматривать данный раздел бизнес-плана прежде всего с точки зрения того, насколько рациональна данная схема, обеспечивает ли она оптимальное сокращение затрат труда, времени и материалов, а также обеспечивает ли она быстроту изменения ассортимента продукции в связи с требованиями рынка.
Большое значение для конкурентоспособности продукции имеет не только репутация самой фирмы, но и репутация её поставщиков, фирм-смежников, так как уровень качества продукции, следовательно, и её престиж, определяется по самому сложному звену технологической цепочки. На схеме производственных потоков, обязательно нужно указать на каких стадиях технологического процесса, какими методами будет производиться контроль качества, какими документами этот процесс будет регламентироваться. Для вновь создаваемых предприятий целесообразно указать их местоположение. Это особенно важно для мелких фирм торговли, сервиса и общепита, а также для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду.
Составление организационного плана
Одним из важнейших моментов, который надо достаточно подробно здесь осветить, является организационная схема фирмы, из которой должно быть чётко видно, кто и чем будет заниматься, как все службы и подразделения будут взаимодействовать между собой, как намечается координировать и контролировать их деятельность. Как правило, это описывается следующим образом:
1.организационная структура фирмы;
2.организационная схема управления фирмой;
3.состав служб, подразделений и их функции;
4.организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы в нештатных и сбойных ситуациях.
Не менее важным для работы фирмы является разработка системы подбора, расстановки и использования персонала. С момента приёма на работу первого сотрудника фирмы начинают складываться негласные правила найма. Отправной точкой при этом должны быть квалификационные требования, то есть предприниматель должен определить какие именно специалисты, какого профиля, с каким образованием и с какой зарплатой ему понадобятся для успешного функционирования предприятия.
Поэтому уже на начальном этапе необходимо разработать квалификационные требования к персоналу, а также всю документацию, регламентирующую процессы найма, использования и увольнения персонала. В некоторых случаях требуется разработать дополнительные системы подготовки и переподготовки сотрудников.
В этом же разделе необходимо указать, как фирма собирается заполучить специалистов на постоянную работу, в качестве совместителей, а также отметить, будет ли фирма сама заниматься наймом или прибегнет к услугам специализированных организаций.
Для менеджмента фирмы должна быть разработана система профессионального продвижения, а также система стимулирования его заинтересованности в достижении фирмой высоких экономических результатов (владение акциями, процент от прибыли). В том случае, если часть управленческого персонала уже нанята, предприниматель должен дать о них краткие биографические справки, делая упор на его квалификацию, прежний опыт работы, полезность для фирмы.
Т.о. данный раздел бизнес-плана должен осветить такие моменты, как система управления фирмой и её кадровая политика.
Оценка риска и страхование
Вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением очень важны, так как инвесторы (кредиторы) хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель собирается выйти из сложной ситуации. Глубина анализа рискованности дел зависит от конкретного вида деятельности предпринимателя и величины проекта. Для крупных проектов необходим тщательный просчёт рисков с использованием математических моделей теории вероятности.
Для более простых проектов достаточен простой анализ с помощью экспертных оценок. При этом главное не сложность расчетов и не точность вычисления вероятности возможных ситуаций, а умение предпринимателя заранее предугадать все типы возможных рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и моменты их возникновения. Затем должны быть разработаны меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.
Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность возникновения каждого типа рисков различна, также как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому предприниматель должен хотя бы приблизительно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они могут обойтись фирме в случае их возникновения.
После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо определить для каждого из них организационные меры по их профилактике и нейтрализации.
Что касается страхования от рисков, то следует отметить, что в нашей стране эта система развита крайнее слабо. В странах с развитой системой страхования достаточно указать в бизнес - плане, какие типы страховых полисов, на какие суммы и в каких страховых компаниях планируется приобрести.
Финансовый план
Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности организации и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объёма реализации товаров на рынках в последующих периодах. Для фирмы как целостного механизма целесообразно результаты финансовой деятельности представлять в виде определенных планово-отчетных документов, перечень которых приведен ниже.
Подобный перечень не совсем привычен для российских предприятий. Но он соответствует требованиям международной практики, которые опираются на несколько иную систему бухгалтерского учета. Однако в настоящее время уже проводится работа по переходу на отчетность соответствующую стандартам европейского бухучета. Названные ниже документы позволяют менеджеру фирмы провести анализ самоокупаемости производства товаров с помощью методики финансовых коэффициентов и определить потребности в капиталовложениях.
Оперативный (рабочий) план (отчёт). Он отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и её целевых рынков по каждому товару и рынку. На фирме этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
План (отчёт) о доходах и расходах по производству товаров. Он показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого вида товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому виду товаров.
План (отчёт) о движении денежных средств. Этот документ показывает процесс поступлений и расходования денег в ходе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.
Балансовый отчёт. Он по деятельности фирмы за прошедший период, обычно разрабатывается главной бухгалтерией.
В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактически полученные величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год. В условиях стабильной деятельности фирмы продолжительность периодов может быть увеличена.
Здесь необходимо учитывать следующие факторы: уменьшение продолжительности периода с одной стороны увеличивает оперативность принятия руководством фирмы управленческих решений, а с другой стороны увеличивает объём расчётных и аналитических работ. Общая продолжительность планирования рекомендуется равной 3-м годам.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. бизнес-план предприятия
- 1.1 Значение и функции бизнес-плана предприятия. Исходная информация для составления бизнес-плана
- 1.2 Характеристика содержания отдельных разделов бизнес-плана
- 1.3 Анализ исходной ситуации и стратегия развития предприятия
- 1.4 Порядок разработки бизнес-плана
- 2.1 Основные производственные фонды предприятия
- 2.2 Оборотные средства предприятия
- 2.3 Трудовые ресурсы и производительность труда на предприятии