13. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия , показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития , концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации , то есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия , с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Таким образом, бизнес-план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (пред -проектная)работа.
Бизнес-план является постоянным документом ; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями на рынке, где действует предприятие, и в экономике в целом . Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности предприятия (продукта или услуги) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
конкретный проект производства определенного товара (услуг) - создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных предприятий;
изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. Ведь благодаря бизнес-плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны, может быть, даже глазами придирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов , заставляет «собраться», мобилизоваться, сосредоточиться.
Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта , оказать новую услугу или просто новый метод организации и управления производством, он предлагает свою идею для бизнес-плана . Если он собирается реализовать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный предприниматель), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы создается развернутый бизнес-план. При его подготовке необходимо прежде всего решить, какая цель (или цели) преследуется. Необходимо сформулировать эту цель в письменном виде . Цели бизнес-плана могут быть различными , например, получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение направлений и ориентиров самого предприятия в мире бизнеса и т.д.
Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукты для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти предприятия постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес-планов.
Предприятия, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами по освоению новых видов продукции по переходу на новые поколения изделий и т.д.
Если предприятие, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов , не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то оно может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей , либо путем поиска партнеров, которым предприятие даст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов, оно также разрабатывает соответствующий бизнес-план. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньше средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.
Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и при создании товарищества. С помощью бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая распределяется в виде дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.
Бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать, совместное планирование развития фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. В этом случае может иметь место встречный процесс. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития у фирм-партнеров, изготовляющих в порядке кооперирования узлы, детали, являющиеся частями технологического процесса. Либо обоснование изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операции по производству конечного продукта. В любом случае фирмы-участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.
Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсорских вложений и т.д. Помогает бизнес-план крупным предпринимателям и предприятиям, которые собираются расширить дело, купив акции существующего предприятия или организовав новую организационно-производственную структуру.
Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:
организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;
выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;
формирования инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются:
- общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка;
- выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции;
- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
Бизнес-план дает объективное представление о стратегии и тактике развития производства и организации производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков или по крайней мере их влияние на будущую прибыль.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.
Многие инвесторы предпочитают краткое содержание бизнес-плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Оно используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом предприятия. Бизнес-предложение является не только внутренним документом предприятия, но и используется при установлении контрактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.
Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела, степени своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и областью деятельности.
- Показатели эффективности использования основных фондов
- 4 Оборотный капитал. Оборотные средства. Классификация оборотных средств.
- 1.2 Классификация оборотных средств
- 2.2 Фондоёмкость
- 2.3 Фондовооружённость труда
- 6. Производственное предпринимательство. Инновационный бизнес. Венчурный бизнес
- Производственное предпринимательство
- 7 Направления нтп. Коэффициенты механизации, автоматизации.
- 38. Механизация и автоматизация производственных процессов
- 8 Производственная мощность предприятия. Факторы, влияющие на ее величину и степень использования.
- Маркетинг на предприятии. Концепции маркетинга на предприятии в условиях кризиса
- 11Типы организации производства.
- 12 Амортизация. Норма амортизации
- 13. Бизнес-план предприятия
- 2. Типы бизнес-планов
- 14. Финансовое предпринимательство
- 15 Понятия и принципы организации производства
- Специализация производства
- 18 Консультативное предпринимательство
- 19 Методы начисления амортизации
- Пример 1.
- Линейный метод начисления амортизации.
- Пример 2.
- Нелинейный метод начисления амортизации.
- Пример 3.
- Использование повышающих коэффициентов.
- Пример 4.
- Использование понижающих коэффициентов.
- Пример 5.
- Пример 6.
- 20. Организационно-экономические формы предпринимательства
- 22. Производственный цикл. Состав. Виды сочетания операций.
- Производственный цикл (пц) и его структура
- 23. Себестоимость продукции и ее значение. Элемент расходов. Прямые и косвенные расходы
- 25 Калькуляция себестоимости и ее значение
- 26 Малое предприятие. Основные особенности.
- 29. Кооперирование производства
- 30. Прибыль, рентабельность как показатели деятельности предприятия. Виды прибыли предприятия.
- 31. Оборотные фонды и фонды обращения
- 32. Комбинирование производства
- 33. Инвестиции. Методы экономического обоснования реальных инвестиций
- 34. Виды инвестиций. Дисконтирование инвестиционных потоков
- 35 Концентрация производства. Формы концентрации. Показатели дтя оценки уровня концентрации
- 36. Направления научно-технического прогресса
- 2.2. Приоритетные направления нтп на современном этапе
- 37. Моральный износ основных средств.
- 38. Основные фонды предприятия. Структура оф. Производственные и непроизводственные оф. Сходство и различия
- 39 Определения производственной мощности цеха. Баланс производственной мощности. Коэффициент ее использования.
- 40. Понятие издержек и их классификация
- 42. Физический износ основных средств.
- 43. Аренда и лизинг имущества
- 45. Производительность труда. Факторы изменения производительности труда. Резервы роста производительности.
- 46. Категории персонала предприятия. Структура кадров. Факторы, влияющие на структуру кадров.
- 47. Классификация предприятий. Уставный капитал.
- 2. Функции уставного капитала
- 1.1.2 Основные направления инновационной деятельности
- 50. Показатели динамики и состава персонала. Среднесписочная численность
- 53 Монополизация производства. Показатели для оценки уровня монополизации производства в России.
- 2.4. Норильский Никель
- 54. Цена. Ценовая политика предприятия
- 2 Основных подхода к определению понятия «цена»:
- 55. Нематериальные активы. Формы воспроизводства основных фондов. Показатели воспроизводства оф.
- 56. Основной капитал. Оборотный капитал. Состав.
- 57. Инвестиции. Инвестиционная деятельность в условиях кризиса.
- 58. Активная,пассивная часть оф. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость основных фондов
- 5.3. Производственный цикл
- 60. Износ основных фондов