logo
Агробизнес и конкуренция

1.1 Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики СССР

В начале 1990 годов Россия выходила на ведущий план по объему производства, а так же и по объективному показателю - производство продукции на душу населения. Тем самым занимая лидирующие позиции на рынке, опережая страны ЕС.

Россия превосходила страны ЕС почти по всем показателям. Так же хотелось бы отметить, что по темпам прироста производства продуктов питания страна превосходила многие развитые государства. Например, за три десятилетия (1960-90 гг.) на каждый 1% прироста населения приходилось 3% прироста продовольствия.

Однако из-за слабости важнейшей и необходимейшей составляющей, такой как сферы переработки, хранения, транспортировки и реализации товаров, ежегодно производя огромное количество продукции в совхозах и колхозах, страна именно в цепочке "поле-прилавок" теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса, 15% молока. Следовательно, основные причины продовольственных трудностей находились в основном за пределами собственно сельскохозяйственного производства.

Именно для преодоления различных негативных последствия, которые бы повлияли на экономику страны, в сельском хозяйстве требовалась аграрная реформа, именно как система мер по коренному преобразованию экономических отношений на селе.

Цели и задачи аграрной реформы были сформулированы ещё Съездом народных депутатов РСФСР в декабре 1990 г. В принятой на Съезде "Программе возрождения российской деревни и развития аграрно-промышленного комплекса (АПК)".

В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались:

· реорганизация колхозов и совхозов,

· развитие предпринимательства,

· создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.

Главной же целью данной реформы являлось улучшения обеспечения населения продовольствием и роста его жизненного уровня.

Как основную задачу следует рассматривать именно создание условия для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, а так же формирования многоукладной экономики на базе многообразия и равенства различных форм собственности на землю. Так же ставилась задача: повышения эффективности производства на основе использования различных форм собственности и формирования благоприятного экономического механизма и усиления государственной поддержки.

Следует отметить, что важнейшей частью аграрных преобразований является именно земельная реформа. Законом РФ "О земельной реформе" (1990 г.) были определены два этапа преобразований:

На первом предполагалось провести оценку потребности в земельных ресурсах предприятий и граждан, сформировать резервный фонд земель для их дальнейшего перераспределения, установить ставки земельного налога и нормативной цены земли;

На втором этапе предусматривалось передать землю в пользование и собственность потенциальным землепользователям и землевладельцам. Намечалось также создать около 100 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, причем для этих целей должно было быть выделено 5,5-6,5 млн. га. Одновременно был принял закон "О социальном развитии села", которым было установлено равенство прав и обязанностей сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. Законом был установлен порядок государственной поддержки АПК путем направления на его нужды не менее 15 % от расходной части бюджета, но уже в 1997 г. эта величина сократится до 3%.

Принятые в 1990 г. законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О социальном развитии села", "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации", а также в 1991 г.

Земельный кодекс РСФСР и закон "О плате за землю" создали правовую базу для возникновения различных форм собственности на землю:

· государственной (федеральной и субъектов Российской Федерации);

· муниципальной;

· частной (индивидуальной, общей совместной и общей долевой физических и юридических лиц).

Законодательно закреплялось право пожизненного наследуемого владения землей и постоянного пользования землей, находящейся в государственной и муниципальной собственности, а также право аренды и срочного пользования землей, находящейся в любой форме собственности.

В отношении права частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения законодательство предусматривало существенные ограничения по распоряжению этой собственностью. По сути дела земельные участки (за исключением садовых, дачных и приусадебных) в течение 10 лет нельзя было подарить, продать, передать в уставные фонды (капиталы), сдать в залог или отчуждать иным способом.

Характерным является то, что переход от исключительно государственно-кооперативной собственности на землю, существовавшей до 1991 г., к новым многообразным формам был проведен путем жестких законодательных указаний. Приоритет в развитии аграрного комплекса был беспрекословно отдан мелкотоварному производству, а крупные хозяйства (колхозы и совхозы), которые производили большую часть товарной продукции, практически оказались "вне закона".

В декабре 1991 года Правительством РСФСР были приняты Постановления "О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом", "О реорганизации колхозов и совхозов", а Президентом был подписан Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Хозяйствам было предложено изменить организационно-правовую форму. В течение 2-3 месяцев они должны были перерегистрироваться в акционерные общества, товарищества, кооперативы, частные фирмы и т.д. Таким образом, менее чем за 10 дней была изменена правовая основа земельных отношений в стране.

После бурных протестов на февральском 1992 г. съезде колхозников правительство РФ было вынуждено изменить пункт 14 последнего постановления, и постановлением "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" (1992 г.) колхозам и совхозам было разрешено не только реорганизовывать, но и сохранять при перерегистрации прежние формы хозяйствования.

К моменту принятия новой Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) практически было завершено перераспределение земель по категориям граждан и юридических лиц и формам собственности.