logo
Агробизнес и конкуренция

1.3 Агробизнес

Агробизнес является одним из секторов рыночной экономике, который связан с процессами сельскохозяйственного производства, а именно хранения, распределения и обработки получаемых продуктов. В экономической теории агробизнес рассматривается как один из видов более общего понятия - бизнеса.

Понятие "агробизнес" сформировалось к концу 20-го века, причем уже тогда оно имело разные толкования. Возникновение данного понятия во второй половине двадцатого века не случайно, поскольку именно в этот период в экономиках развитых стран, прежде всего США, активно развивались интеграционные процессы, затрагивавшие все сферы бизнеса. В мировой экономической науке теория агробизнеса стала развиваться благодаря вкладу таких видных ученых как Д. Дэвис и А. Хоскинг. В России методологические основы сельского предпринимательства были заложены еще в девятнадцатом и начале двадцатого веков А. Чаяновым, Н. Кондратьевым, А. Волынским, А.Радищевым, Н. Макаровым. Значительный вклад в исследование проблем развития агробизнеса на современном этапе внесли В.М Архипов, И.Б. Загайтов, В.В. Милосердов, Н.А. Попов, Е.В. Серова, Б.И. Шайтан, Е.С. Строев, А.И. Воропаев, Н.В. Парахин, Е.Ф. Злобин.

Впервые в категории сфер бизнеса оно было введено профессором Гарвардского Университета Дж.Дэвисом. По его определению, агробизнес - это совокупность операций по производству и распределению продукции, необходимой для снабжения фермерских хозяйств, а также совокупность отраслей, вовлеченных в процессы транспортировки, хранения, переработки и распределения сельхозпродукции. То есть, по его мнению, агробизнес представляет собой группу предприятий, связанных с сельским хозяйством от поставок ресурсов до распределения продукции.

То есть, по его мнению, агробизнес представляет собой группу предприятий, связанных с сельским хозяйством от поставок ресурсов до распределения продукции.

Позднее, ученые приступили к изучению сущности агробизнеса, и здесь для России ближе позиция А. Хостинга, -- он определяет агробизнес как деятельность частных лиц, предприятий или организаций, направленную на извлечение природных благ, производство услуг и товаров в сфере сельского хозяйства.

Отечественные ученые также являются сторонниками этого определения, однако уточняют, что агробизнес - понятие очень широкое, и рассматривать его в узкой специфике "вырастил - реализовал" просто невозможно.

Агробизнес- это направление экономической деятельности, включающее в себя совокупность факторов, определяющих и координирующих экономику АПК, таких как производство сельскохозяйственной продукции, поставка необходимых ресурсов, переработка, транспортировка, маркетинг, менеджмент, научные исследования, финансово-кредитные отношения.

Все элементы (сферы деятельности) агробизнеса равнозначны, взаимосвязаны и подчинены одной общей цели - получение прибыли. Производство сельскохозяйственной продукции для личного потребления не является агробизнесом. Участие в рынке, удовлетворение потребностей покупателей, получение собственной выгоды - вот что составляет основу агробизнеса.

По сути, агробизнес - это двигатель экономики агропромкомплекса, и его основу не может составлять производство сельхозпродукции для собственных нужд. Именно участие в рынке, удовлетворение спроса и извлечение выгоды должны быть базовыми целями участников агробизнеса.

Агробизнес имеет огромное значение для развития страны, так как плоды сельского хозяйства и продукты животноводства всегда находятся в спросе у населения. Это прибыльное дело, но при условии знания всей техники, метода выращивания и ухода за растениями и животными. Во всем мире агробизнес, при соответствующей государственной поддержке, один из самых высокодоходных секторов экономики. Нужно лишь обеспечить приемлемые условия кредитования и возвратность ресурсов. Только при таких условиях будет отдача, будет оборот и денег, и сельхозпродукции.

2. Конкуренция