logo
Агробизнес и конкуренция

1.2 Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики России

В 1994 г. была принята новая Программа аграрной реформы в Российской Федерации. В ней была дана оценка кризисной социально-экономической ситуации, определена стратегия аграрных и земельных преобразований. В программе указывалось: "Аграрная реформа в России предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции".

В качестве основных направлений аграрной реформы намечались:

· разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию АПК, поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

· разработка системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ;

· введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики;

· комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;

· формирование конкурентной среды при приватизации и реформировании предприятий промышленных и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;

· реформа инвестиционной политики, технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ и приоритетное развитие аграрной науки;

· создание рыночной инфраструктуры;

· реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;

· социальное преобразование села, подготовка кадров.

Программой предусматривалось осуществить систему мер по приостановлению спада агропромышленного производства, создать нормативно-правовую базу реформы, механизм реализации права частной собственности на землю и имущество с выдачей документов сельскохозяйственным производителям, конкурентную среду за счет формирования многосекторной аграрной структуры. Планировалось закончить приватизацию перерабатывающих, пищевых и сервисных предприятий с предоставлением товаропроизводителям контрольных пакетов акций, сформировать рыночную инфраструктуру в сфере сбыта сельхозпродукции и закупок средств производства.

Характерной особенностью аграрных преобразований в переходной экономике являлось то, что содержание программных документов трансформировалось на практике прямо противоположным образом.

В результате явными стали признаки дестабилизации аграрного сектора, связанные главным образом со следующим:

· либерализацией цен, что обусловило обострение диспаритета межотраслевых экономических отношений и изъятие огромных средств из сельского хозяйства;

· приватизацией перерабатывающих и сервисных предприятий и организаций вместо создания условий для развития кооперации и агропромышленной интеграции;

· ориентацией на мелкое частное производство, что не привело к формированию более эффективных организационных структур;

· унификацией кредитной политики, не учитывающей специфики сельского хозяйства, цикличности производства продукции, замедления оборота капитала;

· форсированным переходом на рыночные отношения без минимально необходимой инфраструктуры, что привело к вытеснению основной части сельских товаропроизводителей с рынка, передаче функции распределения продукции посредникам, усилению монопольного положения на рынке перерабатывающих и торговых организаций.

В настоящее время на базе реорганизованных колхозов и совхозов создано 13,3 тыс. акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, около 2,2 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов, 0,8 тыс. ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 2,2 тыс. коллективных сельскохозяйственных предприятий. Формируется также фермерский сектор, который насчитывает до 285 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Свидетельства собственности на землю получили 95,5% сельскохозяйственных предприятий, а также более 8 млн. граждан страны (71,6% от общего числа владельцев земельных долей).

Сегодня в частной собственности находится уже 136 млн. га, что составляет 62% от всех сельхозугодий. При приватизации подразумевалось, что впоследствии будут налажены механизмы перехода первично распределенной собственности в руки эффективных пользователей. Пока таких механизмов не создано, поэтому значительная часть земель и основных средств без всякого использования находится у практически прекративших свое нормальное функционирование хозяйств.

К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га земель. Вынос питательных веществ из почвы в среднем в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, растут площади закисленных почв. Продолжается техническая деградация аграрного сектора. Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции через несколько лет нечем будет выполнять механизированные работы.

Предполагаемые результаты реформ не были достигнуты в основном в связи с тем, что они были главным образом направлены на правовую реорганизацию предприятий, а не на институциональные преобразования рынка и организацию его инфраструктуры, также не была создана система регулирования рынка.

Современные институциональные преобразования должны быть направлены на совершенствование форм хозяйствования, создание оптимальных рыночных производственных структур, наиболее конкурентоспособных в условиях рынка и обеспечивающих максимальную реализацию возможностей участников в их хозяйственной деятельности. Если же говорить о специфике институциональной модернизации аграрной экономики России, то она проявляется в наложении процессов рыночной трансформации национальной экономики на ее ускоренную интеграцию в глобализирующееся мировое хозяйство, что обусловливает функциональные преобразования, реструктуризацию и институциональную реорганизацию системы агрохозяйствования и формирование механизмов взаимодействия субъектов аграрной экономики.

Государственное регулирование аграрной сферы выступает необходимой составляющей эффективного функционирования сельскохозяйственного производства. Оно представляет собой взаимосвязанное, взаимообусловленное сочетание экономических регуляторов, нацеленных на расширение сбыта сельхозпродукции на внутреннем рынке через повышение экономической доступности продовольствия и формирование госзаказа на поставку продовольствия; на стимулирование отечественного сельхозпроизводства и на повышение степени решения проблем продовольственной безопасности страны.

Модернизации аграрной сферы как совокупности прогнозируемых направлений ее обновления, выступают:

· достижение целостности институционально-правовых основ агросферы;

· формирование аграрных рынков и рыночной инфраструктуры;

· таргетирование инфляции;

· повышение коэффициента монетизации ВВП;

· снижение налогового бремени;

· накопление отечественного промышленного и финансового капитала;

· повышение качества человеческого капитала;

· формирование рыночной ментальности и предпринимательской активности населения;

· активное включение России в глобализирующееся мировое хозяйство, стимулирующее повышение конкурентоспособности субъектов агросферы.

Стратегия модернизации развития аграрной сферы на основе динамичного освоения национальных и заимствованных (имитационных) технологических инноваций предполагает внедрение организационных, в том числе управленческих инноваций, что обеспечивается соответствием требований креативности и качества сформировавшегося человеческого капитала в контексте профессионально-квалификационного уровня населения и его экономического сознания, позволяющими овладеть модернизационной парадигмой. В этой связи качественное совершенствование трудовых ресурсов выступает важнейшим ориентиром модернизации.