10 Теории формирования стоимости и цены. Понятие предельной полезности
Товар - это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи. Товары могут иметь как материальный, так и нематериальный характер. Товар обладает двумя свойствами. Первое – способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью. Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т. е. является общественной потребительной стоимостью. А самого товаропроизводителя она интересует лишь потому, что связана со вторым свойством товара – способностью обмениваться на другие товары. Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость. В меновой стоимости проявляется стоимость. В экономической литературе сложилось несколько альтернативных подходов при определении стоимости товара. По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в лице трудовых затрат, которые и определяют стоимость. Значит, стоимость – категория объективная. По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность.Полезность (utility) – это удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги. Значит, полезность – категория субъективная. Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам. Трудовая теория стоимости сформировалась в течение XVIII и XIX вв. Ее основы мы находим в работах классиков политэкономии,
которые определяли стоимость трудом, затраченным на производство товара. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что в основе стоимости лежит общественный абстрактный труд. По мысли Маркса, труд товаропроизводителя двойствен. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определенных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом – определенной потребительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил название конкретного труда. С другой стороны, труд – это затрата рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме. Он называетсяабстрактным трудом. Именно он создает стоимость, ибо является тем общим в труде различных специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг другу. Различны были взгляды и на меру стоимости. Смит за меру стоимости принимал рабочее время, Рикардо – рабочее время на производство товара в худших условиях производства. Маркс определял стоимость общественно необходимым рабочим временем, которое идет на производство продукта при общественно нормальных условиях производства – среднем уровне умелости и интенсивности труда. В целом трудовая теория стоимости слишком увлекалась производством и недоучитывала потребление.Теория предельной полезности наиболее ярко выражена в трудах представителей австрийской школы (Марженализм): К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Л.Вальраса, У. Джевонса и др. Сторонники этой концепции определяют стоимость исходя из субъективных оценок покупателей. Субъективная ценность товара зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага (редкости) и от степени насыщения потребности в нем.Например, если вас мучает жажда, а вы находитесь в пустыне, где вода – редкость, то первый сосуд воды для вас бесценен. По мере утоления жажды полезность каждого последующего, дополнительного сосуда будет для вас уменьшаться. Последний потребляемый сосуд с водой имеет наименьшую полезность.Вывод: предельная полезность – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной единицы товара или услуги. Она равна изменению общего количества полезности, деленному на изменение в потребленном количестве. Теория предельной полезности в отличие от трудовой теории стоимости делала упор на потреблении, забывая о производстве.Затратная концепцияпредставлена в трудах Джеймса Миля, Мак-Куллоха и др., сводивших стоимость к издержкам производства, т. е. затратам на средства производства и оплату труда. Попытки объединить эти теории предпринимались Бем-Баверком, А. Маршаллом, Дж. Кларком, П. Самуэльсоном. Наиболее удачной оказалась концепция А. Маршалла, в которой он отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется, с одной стороны, полезностью товара, которая идет со стороны спроса. С другой стороны, на цену влияют издержки производства, идущие со стороны предложения. Иными словами, А. Маршалл выделял два фактора,влияющих на цены: предельную полезность и издержки производства. Цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения. Тем самым в предложенном им методе анализа выявляется взаимовлияние полезности, спроса-предложения и издержек. Иными словами, Маршалл отрицал существование стоимости и считал, что имеется только меновая стоимость, т. е. цена. В коротком периоде времени большое значение имеет влияние на нее полезности, а в длительном – издержек производства. Нижней границей цены являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить их. Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени и различал мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие. В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано, поэтому цена полностью зависит от спроса: чем выше спрос, тем выше цена, и наоборот. В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки. В долгосрочном периоде предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена. Определение цены на основе спроса и предложения имеет противоречие, отмеченное К. Марксом. Суть его в том, что если спрос определяет предложение, а предложение – спрос и действуют они в противоположных направлениях, то они взаимно уничтожаются и цена должна быть объяснена чем-то другим. Чем же? Согласно теории К. Маркса, основой цены является стоимость. Величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени на его производство.Цена есть денежное выражение стоимости товара. В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости. Если спрос и предложение равны, то в основе рыночной цены лежит общественная, рыночная стоимость, определяемая средней стоимостью, или индивидуальной, с которой производится основная масса товаров для рынка. Если спрос значительно превышает предложение товаров на рынке, то в основе рыночной стоимости лежит индивидуальная стоимость товара, произведенного в худших условиях производства. Если предложение товаров значительно превышает спрос, то рыночную стоимость будет определять индивидуальная стоимость товара, произведенного в лучших условиях производства. В продолжительном периоде сумма рыночных цен приближается к сумме рыночных стоимостей. Поэтому в данном подходе между стоимостью и ценой противоречия не просматривается. Таковы в кратком изложении две полярные точки зрения на формирование цены товара. В рыночной экономике цена выполняет три главные функции: ориентирующую, которая дает информацию для действий покупателей и продавцов; стимулирующую, которая способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса; распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики. Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен без инфляции и монополии, которые искажают подлинную динамику цен. При всем многообразии системы цен ее можно свести к трем видам: государственные цены, договорные и мировые. Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары. Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством; регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения. Договорные цены – это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны. Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок. Для каждой страны характерен свой уровень цен. Уровень цен– это средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране.
- Содержание
- 1Зарождение экономической теории и основные этапы ее становления. Направления и школы. Предмет и функции экономической теории.
- 2 Экономические категории, их виды, характеристика
- 3 Производство и его основные факторы, их взаимодействие и развитие. Результат производства.
- 5 Экономические законы развития общества, и их объективный характер. Отличие от естественных законов. Виды экономических законов, их познание и использование.
- 6 Условия становления товарного производства, его основные черты и роль в экономическом развитии общества
- Роль в экономическом развитии общества.
- 7 Рынок: понятие, сущность, структура, функции, сегментация.
- Функции
- Сущность
- Структура
- Сегментация:
- 8 Инфраструктура рынка и ее функции. Рынок: его достоинства и недостатки. Роль транспорта в становлении и развитии рынка.
- 9 Товар и его свойства. Потребительная стоимость и полезность.
- 10 Теории формирования стоимости и цены. Понятие предельной полезности
- 11.Происхождение понятия денег, их сущность, виды и функции денег. Теории денег. Закон денежного обращения.
- 12.Количественная теория денег. Инфляция: виды, причины возникновения, пути преодоления.
- 14 Эластичность спроса и предложения по цене и ее значимость.
- 15. Конкуренция, ее формы и методы. Конкуренция и монополия, виды монополии.
- 16. Малый бизнес: характерные черты и проблемы его развития в России.
- 17. Характеристика основных моделей рынка. Антимонопольное законодательство.
- 18. Предприятие (фирма) как субъект экономических отношений. Предпринимательство и его виды
- 19 Формы собственности и организационно-правовые формы предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- 20 Процесс производства в основном звене, его результат. Производственная функция.
- 21 Капитал и его формы. Кругооборот и оборот капитала.
- 22 Основной капитал: состав, структура, виды оценки стоимости капитала. Физический и моральный износ, амортизация, показатели использования основного капитала.
- 23 Оборотный капитал: состав, структура, источники формирования, показатели использования.
- Себестоимость, ее структура, методы определения, отраслевые особенности.
- 25 Доходы и прибыль фирмы. Распределение и использование прибыли.
- 26 Ценообразование в условиях рыночной экономики. Ценообразующие факторы. Система цен. Особенности ценообразования на транспорте.
- 27 Общественное воспроизводство: сущность, типы и результат. Национальное богатство и национальный доход.
- 28 Ввп и внп. Номинальный и реальный внп. Методы расчета макроэкономических показателей.
- 29 Уровень и качество жизни, показатели их определяющие.
- 30 Экономический рост: понятие, типы, факторы, показатели.
- 31 Эффективность общественного производства и ее показатели
- 32 Равновесие и цикличность развития экономики. Фазы циклов. Антикризисная политика государства. Особенности проявления кризисов в 2008-2014 гг. В рф.
- 33.Рынок труда на современном этапе, его структура и специфика. Безработица: формы, причины, последствия.
- 34. Оплата труда: сущность, функции и формы. Современные формы и системы оплаты труда. Номинальная и реальная заработная плата. Особенности оплаты труда на железнодорожном транспорте
- 35 Доходы населения и их источники. Социальная политика государства.
- 36. Финансовый рынок: понятие, структура и инструменты.
- 37 Сущность и функции кредита. Принципы кредитования. Формы кредита. Роль кредита в становлении и развитии рыночных отношений.
- 38 Виды ценных бумаг и их классификация. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
- 39 Возникновение банков. Развитие коммерческих банков в России, их сущность, организация и функции.
- 1.Возникновение банков.
- 2. Сущность банка.
- Сущность центрального банка
- Сущность коммерческого банка
- 3. Функции банков.
- 40. Операции коммерческого банка банковская прибыль и ее источники
- 41 Функции государства и необходимость государственного регулирования рыночной экономики; методы: прямые и косвенные; инструменты государственного регулирования.
- 42 Сущность и функции финансов, финансовая политика.
- 43 Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. Основные характеристики бюджета 2014 года.
- Функции государственного бюджета:
- Источники финансирования бюджетного дефицита
- 44 Государственный долг: его виды, причины образования, источники покрытия. Долг рф в 2014 г.
- 45 Понятие налога, функции налогов, виды налогов, ставки налогообложения. Налоговая политика на современном этапе развития, ее особенности и проблемы в рф.
- 46 Издержки производства, их сущность и классификация. Роль и значение предельных издержек.
- 47 Прибыль предприятия. Источники формирования. Распределение прибыли.
- 48 Банковская система. Классификация банков. Роль Центрального банка, его задачи и функции.