18. Предприятие (фирма) как субъект экономических отношений. Предпринимательство и его виды
Предпринимательская фирма – это организация под единым управлением, учрежденная в целях принесения прибыли ее собственникам с помощью предложения для продажи на рынок одного или нескольких товаров (услуг). В РФ фирмами называют предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность, а также совместные предприятия, т.е. предприятия с участием как российского, так и зарубежного капитала. Фирма (итал. Firmaподпись) имеет два толкования: 1) условное наименование предприятия в капиталистических странах, как правило, даваемое по имени владельцев предприятия, с определением характера предприятия (трест, торговое товарищество, акционерное общество) и рода деятельности; 2) само торговое или промышленное предприятие. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.Функции предпринимательства:•Новаторская (мир, разработка новых товаров/услуг)•Организационная (новые методы организации производства, новые способы оплаты труда)•Хозяйственная (макс. эффективное использование ресурсов + контроль за их использованием)•Социальная•Личностная (удовл. от работы)•Субъектами предпринимательства могут быть: граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспособности; граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом; объединения граждан.
Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах: ►самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность); ►руководителем предприятия от имени собственника. Важнейшими чертами предпринимательства являются: риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос и т.д.).
Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим любая предпринимательская деятельность в той или иной мере связана с основными фазами воспроизводственного цикла. Поэтому принято различать следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое и финансовое. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой выделяется еще один вид предпринимательства – консультативный.
Производственное предпринимательство – это деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в данном виде предпринимательства является основной. Выбор области деятельности производственного предпринимательства определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Предварительно проводится маркетинговое исследование, изучается рынок, выясняется, насколько потребителю необходим предлагаемый товар, какие уровень и динамика спроса, каковы факторы, влияющие на уровень спроса, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж. Производственное предпринимательство обеспечивает, как правило, 10–12 % рентабельности предприятия. Разновидностями производственного предпринимательства являются производство товаров, оказание услуг, инновационное, научно-техническое и информационное предпринимательство.Коммерческое предпринимательство– деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структуре капитала преобладает оборотный. Перед осуществлением предпринимательской деятельности проводится анализ рыночной ситуации с тем, чтобы впоследствии обеспечить превышение цены реализации товара над его закупочной ценой. Коммерческое предпринимательство считается эффективным, если чистая прибыль от сделки составляет 20–30 % затрат. Разновидностями коммерческого предпринимательства являются торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническое предпринимательство и деятельность товарных бирж.
Финансовое предпринимательство– это разновидность коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.
Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки. Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет 5 % для краткосрочных сделок и 10–15 % для долгосрочных.
Разновидностями финансового предпринимательства являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство и деятельность фондовых бирж.
Консультационное предпринимательство– деятельность по оказанию платных консультаций по вопросам управления. Технология консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений (проекта), осуществление решений (проекта).Форма предпринимательства– это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.
Существуют следующие формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные, которые в свою очередь классифицируются на крупные, средние и малые. Индивидуальные формы предпринимательства занимают незначительное место в производственном секторе, имея скорее социальное значение, чем экономическое. Они представлены предприятиями без образования юридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества, на которое распространяется риск потерь. Такие предприятия, как правило, не используют прогрессивные технологии, а базируются на малопроизводительных средствах труда и ручном труде.Коллективное предпринимательство получило особое развитие в XX в. и в настоящее время занимает доминирующее положение как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Оно может существовать в следующих формах: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, ассоциации, союзы, кооперативы.
Корпоративное предпринимательство– это объединение предприятий без потери самостоятельности, снижения издержек производства и получения прибыли. Основными формами корпоративного предпринимательства являются концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели и финансово-промышленные группы.
- Содержание
- 1Зарождение экономической теории и основные этапы ее становления. Направления и школы. Предмет и функции экономической теории.
- 2 Экономические категории, их виды, характеристика
- 3 Производство и его основные факторы, их взаимодействие и развитие. Результат производства.
- 5 Экономические законы развития общества, и их объективный характер. Отличие от естественных законов. Виды экономических законов, их познание и использование.
- 6 Условия становления товарного производства, его основные черты и роль в экономическом развитии общества
- Роль в экономическом развитии общества.
- 7 Рынок: понятие, сущность, структура, функции, сегментация.
- Функции
- Сущность
- Структура
- Сегментация:
- 8 Инфраструктура рынка и ее функции. Рынок: его достоинства и недостатки. Роль транспорта в становлении и развитии рынка.
- 9 Товар и его свойства. Потребительная стоимость и полезность.
- 10 Теории формирования стоимости и цены. Понятие предельной полезности
- 11.Происхождение понятия денег, их сущность, виды и функции денег. Теории денег. Закон денежного обращения.
- 12.Количественная теория денег. Инфляция: виды, причины возникновения, пути преодоления.
- 14 Эластичность спроса и предложения по цене и ее значимость.
- 15. Конкуренция, ее формы и методы. Конкуренция и монополия, виды монополии.
- 16. Малый бизнес: характерные черты и проблемы его развития в России.
- 17. Характеристика основных моделей рынка. Антимонопольное законодательство.
- 18. Предприятие (фирма) как субъект экономических отношений. Предпринимательство и его виды
- 19 Формы собственности и организационно-правовые формы предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- 20 Процесс производства в основном звене, его результат. Производственная функция.
- 21 Капитал и его формы. Кругооборот и оборот капитала.
- 22 Основной капитал: состав, структура, виды оценки стоимости капитала. Физический и моральный износ, амортизация, показатели использования основного капитала.
- 23 Оборотный капитал: состав, структура, источники формирования, показатели использования.
- Себестоимость, ее структура, методы определения, отраслевые особенности.
- 25 Доходы и прибыль фирмы. Распределение и использование прибыли.
- 26 Ценообразование в условиях рыночной экономики. Ценообразующие факторы. Система цен. Особенности ценообразования на транспорте.
- 27 Общественное воспроизводство: сущность, типы и результат. Национальное богатство и национальный доход.
- 28 Ввп и внп. Номинальный и реальный внп. Методы расчета макроэкономических показателей.
- 29 Уровень и качество жизни, показатели их определяющие.
- 30 Экономический рост: понятие, типы, факторы, показатели.
- 31 Эффективность общественного производства и ее показатели
- 32 Равновесие и цикличность развития экономики. Фазы циклов. Антикризисная политика государства. Особенности проявления кризисов в 2008-2014 гг. В рф.
- 33.Рынок труда на современном этапе, его структура и специфика. Безработица: формы, причины, последствия.
- 34. Оплата труда: сущность, функции и формы. Современные формы и системы оплаты труда. Номинальная и реальная заработная плата. Особенности оплаты труда на железнодорожном транспорте
- 35 Доходы населения и их источники. Социальная политика государства.
- 36. Финансовый рынок: понятие, структура и инструменты.
- 37 Сущность и функции кредита. Принципы кредитования. Формы кредита. Роль кредита в становлении и развитии рыночных отношений.
- 38 Виды ценных бумаг и их классификация. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
- 39 Возникновение банков. Развитие коммерческих банков в России, их сущность, организация и функции.
- 1.Возникновение банков.
- 2. Сущность банка.
- Сущность центрального банка
- Сущность коммерческого банка
- 3. Функции банков.
- 40. Операции коммерческого банка банковская прибыль и ее источники
- 41 Функции государства и необходимость государственного регулирования рыночной экономики; методы: прямые и косвенные; инструменты государственного регулирования.
- 42 Сущность и функции финансов, финансовая политика.
- 43 Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. Основные характеристики бюджета 2014 года.
- Функции государственного бюджета:
- Источники финансирования бюджетного дефицита
- 44 Государственный долг: его виды, причины образования, источники покрытия. Долг рф в 2014 г.
- 45 Понятие налога, функции налогов, виды налогов, ставки налогообложения. Налоговая политика на современном этапе развития, ее особенности и проблемы в рф.
- 46 Издержки производства, их сущность и классификация. Роль и значение предельных издержек.
- 47 Прибыль предприятия. Источники формирования. Распределение прибыли.
- 48 Банковская система. Классификация банков. Роль Центрального банка, его задачи и функции.