1Зарождение экономической теории и основные этапы ее становления. Направления и школы. Предмет и функции экономической теории.
Экономическая наука возникла еще в Древней Греции. Термин «экономия» греч.- искусство ведения домашнего хозяйства. Впервые его употребил в своем трактате «Домострой» древнегреческий философ Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.)1й этапзарождения ЭТ охватывает эпоху рабовладельческого и феодального общ-ва, т.е. отражает взгляды дорыночной эпохи с преобладанием натур-го хозяйства.
В XVI в., после великих географических открытий, стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Началась систематизация эк-х знаний. Возник меркантилизм как первая система экономических знаний и 2й этапстановления ЭТ.3 этап ее становления как самостоятельной науки связан с зарождением школы физиократов в середине XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Тюрго), которые (в отличие от меркантилистов) поставили в центр экономической науки не торговлю, а производство товаров и услуг.4 этап- развитие классической школы полит-й экономии, возникшей в последней трети XVIII в. (А. Смит) и получившей наивысшее развитие в XIX в. (Д. Рикардо, К. Маркс). История ЭТ насчитывает8 экон-х школ.
1. Меркантилизм(16-17вв) Сущность учения -сводится к опред-ю источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экон-ка.
Наиболее известные представители меркантилизма: Томас Мен (1571-1641), Антуа де Монкретьен (1575-1621)- ввел в научный оборот терминполитическая экономия. С выходом в свет его книги "Трактак по полит.экономии" (1615) ЭТ >> 300 лет развивалась и до сих пор развивается какполитическая экономия. Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью гос-ва в первоначальном накоплениикапиталаи внешней торговле.
2.Физиократы (18в) - изучали влияние природных явлений наэкономику общества. Они считали, что источником богатства является труд только в земледелии. Основными представителями школы являлись: Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Робер Тюрго (1727-1781)
3.Классическая школа полит. экономии (конец 18в – 1я половина 19 века)Адам Смит стал основоположником классической полит. экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её.Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыльесть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма. Важнейшие чертыклассической школы:
Первая научная школа, предложившая для изучения экономики систему взаимосвязанных законов и категорий.
Источник богатства — не внешняя торговля (меркантилизм), не природа как таковая (физиократия), а сфера производства, трудовая деятельность в ее многообразных формах.
Выдвинута трудовая теория ценности (стоимости): в основе цен — затраты живого и овеществленного труда.
Lassez faire: люди, действуя в собственных интересах, способствуют умножению общего богатства. Государство должно создавать правовые основы экономической деятельности.
Опираясь достижения класс-й школы полит.эк, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
4. Марксизмили теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность насредства производства, отсутствие эксплуатации челов-го труда, равная плата за равных труд, всеобщая иполная занятость.
4.1 Марженализм Во 2й половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неокласс-го направ-я экон-ой мысли. Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются: Карл Менгер, Фридрих Визер, Леон Вальрас, Эйген-Бем-Баверк, Уильям Стэнли ДжевонсОсновная идея. Стоимость любого блага или товара зависит от егопредельной полезностидля потребителя.
5.Неоклассическая школа.Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма. Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур ПигунЭкономическое хозяйстворассматривается как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.Государству следует использовать не только налоговые, но и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики.
6.Кейнсианство (20-начало 21вв)основатель Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованиемгосударственного регулирования развитой рыночной экономикипутем увеличения или сокращенияспросапосредством измененияналичной и безналичной денежной массы.С помощью такого регулирования можно влиять наинфляцию,занятость, устранять неравномерностьспроса и предложениятоваров, подавлять экономические кризисы.
7.Институализм (20-начало 21вв)Характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Главная идея современногоинституционализма- в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсапостиндустриального общ-ва, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности. Представители школы: Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт
8. Школа неоконсерватизма (Монетаризма) (20 - начало 21 вв.) Главный принцип:Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков. Основатель - Милтон Фридман.
Экономика – наука об отношениях между людьми, фирмами и государством по поводу производства, распределения и потребления различных благ. ЭТ изучает закономерности, процессы и явления, вытекающие из экономических отношений, а также сами отношения. Благо – средство для удовлетворения различных потребностей людей. Для их удовлетворения используются экономические ресурсы: исчерпаемые (ископаемые, воздух, вода, лес) и неисчерпаемые (деньги, труд и предпринимательская способность). Ограничение ресурсов порождает проблему экономического выбора: что производить, как и для чего производить. Решение этой проблемы – кривая производственных возможностей.
Функции ЭТ:
• познавательная или теоретическаяфункция - познавать, изучать, объяснять процессы и явления экономической жизни, раскрывать их внутреннюю сущность и взаимосвязи;
• методологическая функция- ЭТ составляет теоретическую базу всей системы экономических наук, каждая из которых имеет свои теор-е положения, опирающиеся на принципы общей ЭТ;
• практическая- она разрабатывает рекомендации для решения ближайших, среднесрочных и долговременных задач развития национальной экономики в целом, а также по отдельным проблемам, включая способы рационального хозяйствования;
• мировоззренческая функция- экономическая теория, наряду с другими экономическими науками, способствует формированию научного мировоззрения, адекватного цивилизованной рыночной экономике; • прогностическая - всесторонняя альтернативная оценка, научно-обоснованное предвидение экономических и других последствий, принимаемых хозяйственных решений в целях укрепления экономической безопасности страны.
- Содержание
- 1Зарождение экономической теории и основные этапы ее становления. Направления и школы. Предмет и функции экономической теории.
- 2 Экономические категории, их виды, характеристика
- 3 Производство и его основные факторы, их взаимодействие и развитие. Результат производства.
- 5 Экономические законы развития общества, и их объективный характер. Отличие от естественных законов. Виды экономических законов, их познание и использование.
- 6 Условия становления товарного производства, его основные черты и роль в экономическом развитии общества
- Роль в экономическом развитии общества.
- 7 Рынок: понятие, сущность, структура, функции, сегментация.
- Функции
- Сущность
- Структура
- Сегментация:
- 8 Инфраструктура рынка и ее функции. Рынок: его достоинства и недостатки. Роль транспорта в становлении и развитии рынка.
- 9 Товар и его свойства. Потребительная стоимость и полезность.
- 10 Теории формирования стоимости и цены. Понятие предельной полезности
- 11.Происхождение понятия денег, их сущность, виды и функции денег. Теории денег. Закон денежного обращения.
- 12.Количественная теория денег. Инфляция: виды, причины возникновения, пути преодоления.
- 14 Эластичность спроса и предложения по цене и ее значимость.
- 15. Конкуренция, ее формы и методы. Конкуренция и монополия, виды монополии.
- 16. Малый бизнес: характерные черты и проблемы его развития в России.
- 17. Характеристика основных моделей рынка. Антимонопольное законодательство.
- 18. Предприятие (фирма) как субъект экономических отношений. Предпринимательство и его виды
- 19 Формы собственности и организационно-правовые формы предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- 20 Процесс производства в основном звене, его результат. Производственная функция.
- 21 Капитал и его формы. Кругооборот и оборот капитала.
- 22 Основной капитал: состав, структура, виды оценки стоимости капитала. Физический и моральный износ, амортизация, показатели использования основного капитала.
- 23 Оборотный капитал: состав, структура, источники формирования, показатели использования.
- Себестоимость, ее структура, методы определения, отраслевые особенности.
- 25 Доходы и прибыль фирмы. Распределение и использование прибыли.
- 26 Ценообразование в условиях рыночной экономики. Ценообразующие факторы. Система цен. Особенности ценообразования на транспорте.
- 27 Общественное воспроизводство: сущность, типы и результат. Национальное богатство и национальный доход.
- 28 Ввп и внп. Номинальный и реальный внп. Методы расчета макроэкономических показателей.
- 29 Уровень и качество жизни, показатели их определяющие.
- 30 Экономический рост: понятие, типы, факторы, показатели.
- 31 Эффективность общественного производства и ее показатели
- 32 Равновесие и цикличность развития экономики. Фазы циклов. Антикризисная политика государства. Особенности проявления кризисов в 2008-2014 гг. В рф.
- 33.Рынок труда на современном этапе, его структура и специфика. Безработица: формы, причины, последствия.
- 34. Оплата труда: сущность, функции и формы. Современные формы и системы оплаты труда. Номинальная и реальная заработная плата. Особенности оплаты труда на железнодорожном транспорте
- 35 Доходы населения и их источники. Социальная политика государства.
- 36. Финансовый рынок: понятие, структура и инструменты.
- 37 Сущность и функции кредита. Принципы кредитования. Формы кредита. Роль кредита в становлении и развитии рыночных отношений.
- 38 Виды ценных бумаг и их классификация. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
- 39 Возникновение банков. Развитие коммерческих банков в России, их сущность, организация и функции.
- 1.Возникновение банков.
- 2. Сущность банка.
- Сущность центрального банка
- Сущность коммерческого банка
- 3. Функции банков.
- 40. Операции коммерческого банка банковская прибыль и ее источники
- 41 Функции государства и необходимость государственного регулирования рыночной экономики; методы: прямые и косвенные; инструменты государственного регулирования.
- 42 Сущность и функции финансов, финансовая политика.
- 43 Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. Основные характеристики бюджета 2014 года.
- Функции государственного бюджета:
- Источники финансирования бюджетного дефицита
- 44 Государственный долг: его виды, причины образования, источники покрытия. Долг рф в 2014 г.
- 45 Понятие налога, функции налогов, виды налогов, ставки налогообложения. Налоговая политика на современном этапе развития, ее особенности и проблемы в рф.
- 46 Издержки производства, их сущность и классификация. Роль и значение предельных издержек.
- 47 Прибыль предприятия. Источники формирования. Распределение прибыли.
- 48 Банковская система. Классификация банков. Роль Центрального банка, его задачи и функции.